Самоанализ открытого урока физики, проведенного 18 марта 2014 года на профессиональном состязание учителей конкура «Учитель года -2014» Атюрьевского муниципального района
Тема урока: Урок – путешествие по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»
Тип урока: обобщающий урок
Цели урока и задачи:
Обучающие:
продолжить работу по формированию понятия об архимедовой силе, плавание тел
познакомить с первым средством передвижения людей
Воспитательные:
формировать научное мировоззрение у учащихся путём изучения закономерностей протекания физических процессов;
воспитание самостоятельности, ответственности, добросовестного отношения к учебному труду;
воспитание патриотизма, гордости за историческое наследие своей страны.
Развивающие:
совершенствовать общепредметные умения и навыки (умение выделять главное, анализировать, систематизировать);
совершенствовать навыки решения задач;
развивать навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Оборудование урока:
компьютер, видеопроектор, экран, набор букв, сосуд с водой, пластилин
Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Архимедова сила. Плавание тел», демонстрационные опыты по изучению плавания тел, которые позволили в доступной и наглядной форме объяснить материал. Материал для изучения с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост. Для закрепления изученного материала были приготовлены задания в виде слайдов презентации, где были условия задания. После выполнения задания учащиеся проверяли свои результаты правильными ответами, которые отражались на слайдах презентации. Урок способствовал формированию знаний о физических свойствах плавания тел. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по окружающему миру: умение различать экологически чистый транспорт из тех видов транспорта, которые были рассмотрены на уроке. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению.
Этапы урока:
Организационный момент. Постановка цели урока.
Объяснение материала в виде урока-путешествия с использованием презентации.
Опыты.
Зрительная гимнастика.
Итоги урока. Рефлексия
Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения:
соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Демонстрационные опыты, показанные на уроке способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся , их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.
Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации «Архимедова сила. Плавание тел», практические задания, демонстрационные опыты. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Мой рассказ с применением слайдов презентации «Архимедова сила. Плавание тел» и демонстрационные опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов.
Организация учебной работы на уроке:
Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Учащиеся после каждого выполненного задания делали самостоятельно вывод о том, от чего зависит сила Архимеда и плавание тел. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.
Система работы учителя:
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Система работы учащихся:
Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.
Общие результаты урока:
План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели урока. Урок был показан на районном конкурсе учителей «Учитель года — 2014» и отзывы об уроке были положительными.