Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень Питерского
района Саратовской области»
«Саратов в истории
космонавтики»
(материал для внеклассной работы по физике)
Подготовила:
Желудкова Галина
Николаевна,
учитель физики МОУ
«СОШ с. Малый Узень
Питерского района
Саратовской области»
2011 год
Мы по праву можем гордиться славной историей отечественной космонавтики, которая богата яркими событиями и достижениями, именами выдающихся учёных, конструкторов, исследователей. Замечательные традиции, накопленный технологический потенциал позволяют России уверенно занимать лидирующие позиции в освоении внеземного пространства.
Мы гордимся тем, что наша Саратовская земля сыграла в этом не последнюю роль. В Саратове учился первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, в саратовском небе постигал азы лётного мастерства и именно на саратовской земле, 12 апреля 1961 года, в окрестностях города Энгельса он завершил свой исторический полёт в космос.
В нашей области уже на протяжении многих лет торжественно отмечается этот исторический день. Традиционно 12 апреля на месте приземления первого космонавта проводятся торжественный митинг и возложение цветов к памятнику Ю. А. Гагарину, массовые спортивные мероприятия с участием учащейся и студенческой молодёжи, этап Кубка России по автомобильному кроссу «Гагаринское поле», показательные выступления авиаспортивной группы Саратовского аэроклуба, выступления творческих коллективов, массовые гуляния.
В том же 1961 году на Саратовской земле (в Краснокутском районе) приземлился и второй наш космонавт — Герман Титов. Настоящим событием стал полёт на Международную космическую станцию в октябре 2004 года нашего земляка подполковника Космических войск РФ Юрия Шаргина. Доброй традицией стало проведение ежегодных апрельских встреч в Саратове российских и зарубежных деятелей космонавтики.
Особое чувство гордости вызывает тот факт, что ряд саратовских предприятий занимает достойное место в производстве изделий для космической отрасли. Особо следует отметить специалистов ФГУП ПО «Корпус», которые принимали непосредственное участие в производстве ракетно-космических аппаратов от первого искусственного спутника Земли (ИСЗ ) и станции «Луна», «Восток», «Восход» до космических ракет, кораблей и станций «Протон», «Союз», «Прогресс», «Альфа», «Мир» и др.
Вы не поверите, но заводской музей космонавтики был создан в самом трудном для «Корпуса» 1999 году, в год 65-летия предприятия. Сегодня этот музей зарегистрирован в ассоциации музеев космонавтики России (всего по стране таких музеев пятьдесят), а также в Федерации космонавтики России. Он носит имя летчика-космонавта Германа Титова, который значительный период времени курировал космические разработки саратовского предприятия. За годы существования в музее побывало свыше 15 тысяч гостей – лётчики-космонавты СССР и России, видные деятели ракетно-космической отрасли, депутаты Государственной Думы, федеральные министры, ветераны труда и военной службы. Здесь постоянно проводятся экскурсии для учащихся саратовских школ и гимназий, студентов вузов, колледжей и профессиональных училищ. В помещении музея развёрнуты экспозиции по двадцати шести разделам космической тематики и размещено свыше 400 экспонатов.
Большая часть экспонатов прибыла в Саратов прямо из Лётного городка: мундиры космонавта Германа Титова и генерал-полковника Туманова (уроженец Новых Бурас Саратовской области, он заведовал строительством всех российских космодромов), специальный несгораемый костюм, в котором проходил предполётную подготовку международный экипаж «Союз-Аполлон», уникальные подлинные фотографии из личных архивов Ю. Гагарина, Г. Титова, П. Поповича, Г. Стрекалова, В. Кубасова, Н. Рукавишникова, Г. Гречко, В. Джанибекова и др.
Здесь можно познакомиться с секретами «космической кухни» и подивиться на супы и борщи в тюбиках, сильно потерявшую в объёме (из-за вакуумной упаковки!) буханку хлеба и другие составляющие меню космонавтов. Только здесь можно увидеть, как выглядит легендарный «ключ на старт» — оказывается, совершенно непафосно, похож на простую консервную «открывашку». А вот настоящие космические солнечные батареи — вопреки представлениям, они не серебристые, а тёмно-синие.
Над головой парит блестящий шарик первого искусственного спутника Земли — а всего с помощью приборов, изготовленных на «Корпусе», на космическую орбиту было выведено более 3 тысяч космических спутников. Из иллюминатора ракеты смотрит на нас симпатичная дворняжка — именно в такой ракете впервые в 1951 году полетела в космос (и приземлилась!) первая из 55-ти собак-«космонавтов». Кстати, за этот успешный полёт коллектив предприятия был премирован нешуточным по тем временам подарком — патефоном. А рядом — ещё один интересный экспонат. Это манекен (в Центре управления полётами его окрестили Иваном Ивановичем), который 24 марта 1961 года совершил последний пробный полёт перед тем, как на космическую орбиту поднялся первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Одной из задач этого пробного полёта была проверка прохождения речевого сигнала из космоса — поэтому на груди Ивана Ивановича был закреплён микрофон… с записью хора имени Пятницкого.
Особое место на стендах музея занимают приборы космического назначения, в разное время произведённые на этом предприятии. С саратовской земли уникальные разработки «ушли» на Марс, Венеру, Луну — туда, куда посылала свою космическую технику наша страна. Наглядно видно движение технического прогресса: если сорок лет назад комплект приборов на систему «Протон» представлял собой внушительный «чемодан» весом в добрые полста килограммов, то уже четверть века спустя он уменьшился раза в четыре. Сегодня же это — сплошная микроэлектроника, которая умещается на ладони руки и выглядит, как произведение ювелирного искусства.
Полёт пилотируемого корабля «Восток» 12 апреля 1961 года — это триумф не только всей советской космонавтики в целом, но и саратовского «хрущёвского» завода (до 1975 года завод №205 имени Н. С. Хрущёва, а теперь производственное объединение «Корпус»). Можно сказать, что именно благодаря его приборам первый космонавт планеты приземлился на саратовской земле! Дело в том, что первоначально местом посадки должен был стать Капустин Яр в Волгоградской области. Но во время полёта в «час икс» с Земли на борт корабля не прошёл сигнал, запускающий команду системам на отделение спускаемого аппарата. С замиранием сердца следили за ситуацией в Центре управления полётами — ведь под угрозой не только посадка космического корабля, но и жизнь Юрия Гагарина. И только через десять минут произошло отделение капсулы с космонавтом — благодаря дублирующему устройству, которое находилось на борту «Востока». Прибор этот был разработан и произведён на «Корпусе». За спасение жизни космонавта и обеспечение первого полёта человека в космос заводу был вручен орден Ленина. А в музее теперь можно увидеть макет первого пилотируемого космического корабля и даже разглядеть в его иллюминатор знакомую всему миру улыбку первого советского космонавта.
Имя генерального конструктора Сергея Павловича Королёва вписано в историю человечества. Но мало кто знает, что Энгельсским ОКБ «Сигнал» имени А. И. Глухарёва разрабатывались и поставлялись новые приборы для всех объектов конструкторского бюро Королёва, в том числе и для пилотируемого корабля «Восток», на котором совершил свой первый полёт Юрий Гагарин. Совершенствование летательных аппаратов приводило к необходимости увеличить количество измерений, уменьшив при этом габариты и массу приборов. Постановлением правительства страны перед Энгельсским ОКБ была поставлена задача разработать серию малогабаритных приборов для ракетно-космической техники.
Большой вклад ОКБ «Сигнал» внесло в выполнение отечественной «лунной» программы. Так, впервые были созданы высокоточные многоконтактные датчики обратной связи для систем управления режимами основного и резервного двигателя лунного корабля, обеспечивающих мягкую посадку на поверхность Луны и взлёт. Для космического скафандра «Орлан» были разработаны сигнализаторы запасов кислорода. Для многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран» — комплекс приборов, измеряющих давление для ракеты-носителя, орбитального самолёта и всех типов двигателей. По подсчётам специалистов на «Энергии-Буран» было установлено около 2500 приборов разработки Энгельсского ОКБ «Сигнал».
Россия по-прежнему занимает ведущее место в области мировых космических исследований. И сегодня мы испытываем особую гордость за свою страну, за труд и мужество её граждан, за ту роль, которую сыграла Саратовская земля в истории космонавтики. Надеемся, что творческий, научный, технический и технологический потенциалы нашей губернии и в дальнейшем будут вносить значительный вклад в обеспечение обороноспособности страны и достойно служить на благо развития космической отрасли России.
Литература
// «Наука и жизнь».
// «Земля и Вселенная».
// «Комсомольская правда» 12.04.2006 г.
7