Силы в природе, 7 класс



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»















Силы в природе.

Урок физики в 7 классе.

Разработала учитель физики:

Морозова Любовь Васильевна.




























г. Кемерово-2011г




Урок в 7 классе по теме «Силы природы»


Дидактические цели:

  1. Формировать практические навыки измерения и изображения сил природы.

  2. Интегрировать приобретённые знания и знания, полученные из повседневной жизни в игровой форме.

  3. применять знания, умения и навыки в практической деятельности.

Задачи урока:

    1. Формировать познавательный интерес к физике.

    2. развивать творческие способности,

    3. Развивать мышление учащихся,

    4. формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.

Демонстрации:

      • Презентация о силах природы в виде сказочного путешествия,

      • измерение объема воды, массы воды, силы тяжести, действующей на воду.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя (слайд 1-2)

В некотором царстве- государстве (слайд 3-4)

Жил да был седьмой класс.

Жил не тужил.

Уроки не всегда учил, а бывало и сбегал.

Не все запоминал.

И садовник — старый дед

Им наделал много бед

Рассердился не на шутку.

И всего лишь за минутку

Все в лесу перемешал,

Люд мирской заколдовал.

И потребовал должок.

А какой, узнай дружок?

2.Правила путешествия

Чтобы расколдовать люд мирской, в путешествие отправляются 2 команды учащихся. Задача каждой команды, выбрав листочек, «опавший осенью с вопросом», дать правильный ответ, разгадать загадки, объяснить поговорки, исследовать силы природы, инсценировать пользу или вред трения, либо предложить собственный занимательный рассказ о силе, а, также соревнуясь по переносу воды из одного стакана в другой, определить с помощью мензурки объем воды, рассчитать массу воды, силу тяжести воды. Команда, победившая в конкурсах, расколдовывает лес и люд мирской.

3. В начале путешествия напоминаем о правилах движения, явлении инерции и тормозном пути.

В путешествии помощником являются знания, полученные из волшебной книги — «ФИЗИКИ-7» по теме «Силы природы» (Слайд 5)

Команды могут выбирать вопросы в любом порядке и отвечать на них. Если необходимо провести исследование и сделать вывод, то они проводят эксперимент и докладывают о результатах, вторая команда следит и корректирует ответы, за что

тоже зарабатывает баллы. Чтобы наглядно видеть продвижение команд можно отмечать на маршрутном листе следующие продвижения:








Старт

2 команды



Маршрутный лист можно просто нарисовать на доске, либо на ватмане. Каждая стрелочка на маршрутном листе означает ответ правильный. Если ответ неверный, то стрелочка не ставится. Если команда отвечает на свой вопрос и вопрос другой команды, то ей ставится две стрелочки

4.Жеребьевка команд и начало игры.

Задание на вопрос №1: От чего зависит сила трения? (слайд 6)

Гипотезы:

От рода трущихся поверхностей

От веса тела.

От площади соприкосновения тела с поверхностью. (Проверь экспериментально)

Задание на вопрос №2 (слайд 7)

У сильного всегда бессильный виноват….

Из какой басни? (Из басни Крылова «Волк и ягненок»)

Задание на вопрос №3: (слайд 8)

Какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам, чтобы быстрее отдать должок?

Волшебное колечко-(компас, не дает заблудиться)

Телега без коня у Емели — (машина)

Волшебная палочка — (пульт управления)

Живая вода — (лекарство)

Ступа Бабы-Яги — (вертолет, самолет)

Задание на вопрос №4 (слайд 9)

: Какая сила?( F = х

Играет ли она роль при движении в воздухе?
Задание на вопрос №5(слайд 10)
Назовите силы, действующие на тело, и дайте их характеристики
Задание на вопрос №6 (слайд 11)

Как понимать? Объяснить по рисунку «Трение не всегда препятствует движению»,

«Часто оно ему способствует»

Задание на вопрос №7. (слайд 12) Какая сила срывает листья с деревьев?

Объясни пословицу: «Коси коса, пока роса»

Задание на вопрос №8 Примеры проявления, какой силы? Падение тел

на землю. Приливы и отливы.

Задание на вопрос №9: (слайд 13) Что мы знаем об этом ученом? (небольшое сообщение о И. Ньютоне.)

Задание на вопрос №10 (слайд 14). Исследуй силу.

  • 1.Подвесим к пружине груз, создающий силу 1 Н.

  • .Измерим удлинение х и занесём в таблицу.

  • 2.Увеличим силу в 2 раза .

  • 3.Измерим новое изменение удлинения х и занесём его в таблицу.

  • 4.Увеличим силу в 3 раза.

  • 5.Измерим новое удлинение х. Занесём в таблицу. Сделаем вывод

Задание на вопрос №11 (слайд 15)


На пути Баба-Яга.

Просит принести живой и мертвой воды водяному.

Погиб бедный в колодце, ожидая от вас должок.



Задание:

Перенести ложкой воду из одного стакана в другой и

измерить ее объем.

Рассчитать массу воды.

Вычислить силу тяжести.

Если все правильно рассчитаем, то баба Яга доставит нас на метле сразу к водяному. Сбрызнем его сначала мертвой водой, а потом живой. Он и оживет.

(Кто быстрее доберется спасти водяного? Старт)

. Задание на вопрос №12 (слайд 16)

Какая сила? Исследуй ее (рассказать о весе)

Задание на вопрос №13 (слайд 17)

Может ли птичка лететь, а кот на хвосте сидеть? (может сидеть кот на своем хвосте. Это шуточный вопрос.)

Задание на вопрос №14(слайд 18)

Отгадай загадку. Сколько сахара может войти в стакан? (сахар не ходит, шутка)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где покажут, положу,

Человеку я служу, (подъемный кран)




Задание на вопрос №15 (слайд 19)

Почему на повороте машина сбавляет скорость?

Машина едет, мы шагаем.

Все механически, мы не вникаем,

а ведь причина этого явления-

Не исчезающая сила трения

Задание на вопрос №16 (слайд 19)

Инсценируй: Вред иль польза от силы трения.

Помогает ли она детям кататься зимой? (по рисунку)


Задание на вопрос №17 (слайд 20)

Отгадай загадки:

Едет он на двух колесах

Не буксует на откосах

И бензина в баке нет

Это мой (велосипед)

Какой вид силы трения? (по рисунку)

Носится, свищет

Мечется, рыщет.

где пробежит-листок дрожит

Где пронесется-дерево гнется, (ветер), (О какой силе идет речь?)

Над рекою, поперек,

Великан однажды лег,

через реку по спине,

он ходить позволил мне, (Мост)

( Какая сила позволила ходить?)

5.Подводим итоги, кто первым добрался до заколдованного леса и спас от верной гибели все живое на Земле (слайд 21)

6.Завершить наш урок я бы хотела словами Конфуция:

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,

путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта — это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.


Литература

  1. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 класс. Составитель М.А. Петрухина.

  2. Занимательные внеурочные мероприятия по физике 7-11 классы. Л. А. Горлова.

  3. Физика – юным. Составитель М. Н. Алексеева.

  4. Книга для чтения по физике 6-7 класс. Составитель И. Г. Кириллова.





















Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Ядерное оружие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: