Современные образовательные технологии на уроках физики.
Мы живем в обществе, которое полностью зависит
от науки и технологии и в котором мало кто знает
хоть что— нибудь о науке и технологии.
Карл Саган.
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. По утверждению исследователей современный период развития образования характеризуется тем, что традиционная образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию. Основными причинами тому являются ускорения темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (появление новых профессий, необходимость менять работу, учиться на протяжении всей жизни и т.п.), возрастание процессов информатизации. Возникла необходимость формировать такие качества личности, которые позволят стать ей инициативной, самостоятельной, компетентной (в широком смысле этого слова). Развитие педагогической науки привело к тому, что в школе появилась новая образовательная цель: формировать у учащихся ключевые образовательные компетенции.
Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Внедрение новых педагогических технологий в учебно— воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменения отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением. Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становиться ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.
Такое явление в условиях научно—технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту.
Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках физики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту.
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов обученности учащихся.
В своей работе на уроках физики я использую следующие педагогические технологии:
Проблемное обучение.
Информационно— коммуникационные технологии.
Научно— исследовательская и проектная деятельность.
Личностно— ориентированные технологи.
Тестовые технологии.
1. Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.
Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если школьник занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.
Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно—познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.
При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
2. Информационно—коммуникационные технологии.
Расширяю свою воспитательно— образовательную деятельность, применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно—коммуникационные технологии.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.
Использование ИКТ на уроках физики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии: “Открытая физика”,“Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
Уроки— презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник— компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
3. Научно— исследовательская и проектная деятельность.
В своей работе я использую метод проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
Работа над проектом строиться следующим образом:
Учащиеся определяют актуальную проблему, над которой будут работать индивидуально или в группах. Затем составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации. Подводятся итоги работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи. Готовится защита проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера. Защита проекта: представление результата своей деятельности,
способа решения проблемы, доказательство правильности решений. Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования,
оформления проекта. Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.
Организация проектной деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество учащихся при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, публикаций и веб — сайтов, что позволяет оценить итоги работы каждого участника.
Работа над проектом с использованием информационных технологий помогает учащемуся сформировать познавательную мотивацию учебной деятельности; умение вычленить проблему, с последующим ее решением; умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем и позволяет публично защитить работу, подготовить рецензии и отзывы на предоставляемые программы и их описание, давать оценку проекту.
Проектная форма обучения способствует формированию общекультурной,учебно— познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.
4. Личностно— ориентированные технологии.
В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно—ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества».
Личностно—ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого—либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.
Рассмотрю организацию урока с использованием этой технологии на конкретном примере. Свой урок по теме «Атмосферное давление» в 7 классе я организовала следующим образом: заранее объявила тему урока и названия групп – «географы», «историки», «экспериментаторы», «теоретики», «биологи», «практики».
Ребята распределились по группам, получили задания. Например, «экспериментаторы» подбирали опыты, доказывающие существование атмосферного давления и готовились их показать. «Практики» демонстрировали устройства, связанные с использованием атмосферного давления. «Биологи» готовили сообщения о влиянии атмосферного давления на человека, использовании его живыми организмами, отвечали на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т. д.
После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Конечно, в классе есть ребята, которые ленятся, не хотят учиться, но обязательным условием было участие всех ребят группы в выступлении на уроке. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах—критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.
Хотела бы выделить те положительные моменты и трудности, которые, на мой взгляд, дает использование этой технологии.
Плюсами я считаю следующее:
при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;
формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно—исследовательской деятельности;
развивается готовность и способность к самостоятельной информационно—познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);
во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;
развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;
работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;
развивается навык оценки и самооценки.
Но есть и трудности:
1. учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
2. учитель является полноправным участником процесса обучения, помощником учеников, и справиться с этой новой ролью непросто (ведь учителя зачастую диктаторы);
3. нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.
И все же сотрудничество, приобщение к знаниям через совместные действия, я уверена, дадут результат. Ведь именно через них идет процесс изменения сознания личности.
Целью личностно— ориентированной технологии являются личностные достижения учащегося, а их связывают с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно—познавательную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую.
5. Тестовые технологии.
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Часто тестовые задания использую при проведении зачетов 9-11 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, на сколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.
На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой
группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков, на закрепление знаний.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое
мышление и внимательность.
Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их
познавательную активность.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата а обучении физики, повышают познавательный интерес к предмету, приводит к тому, что успеваемость по предмету составляет 100% как по результатам ЕГЭ, так и по результатам ГИА, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах.
Литература:
«Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.
«Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини—проекты).
Intel Обучение для будущего, Москва 2004
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 1997
Педагогические технологии в образовательном процессе. О.М. Новузова— Волгоград:Учитель,2008