Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Потаповская средняя общеобразовательная школа»
Волгодонского района Ростовской области
Статья
«Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми»
подготовил
учитель физики
Скляров Михаил Михайлович
х. Потапов
2013 год.
“ Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе ”. (А.Н.Колмогоров)
Проблема работы с одаренными учащимися очень актуальна для современного общества. В современном мире человек сталкивается с огромным количеством проблем. Новые экономические методы хозяйствования настоятельно требуют специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу. Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Решения данной проблемы заключается в создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии социальной жизни завтра.
Перед учителем стоит большое число проблем: падение престижа учения, низкая мотивация к учебному труду, не развитая память, лень, социальные проблемы, отсутствие культуры учебного труда. Существует множество путей развития таких качеств личности, как способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, умение выбирать профессиональный путь. И один из них – организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися.
Что же такое проектная и исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования [1, с. 5]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру [См.:2].
Для меня главной задачей является вовлечение детей в активную творческую деятельность. Я стараюсь помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Моя роль здесь – роль организатора самостоятельной, творческой, познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Одна из задач, которая стоит передо мной — это развитие творческих способностей ученика. Потому, что чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность
В нашей школе созданы необходимые условия для включения учащихся в исследовательскую деятельность: имеются подготовленные к руководству исследовательской деятельностью учащихся педагоги, обеспечено учебно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся нашей школы под моим руководством ежегодно выполняют исследовательскую или проектную работу и с этой работой принимают участие в районных и городских научно-практических конференциях, где неоднократно становились победителями. Ежегодно мы, вместе с учениками, принимаем участие в интернет — проекте « Удивительный мир физики», где так же добиваемся определенных успехов. Параметры включенности ребёнка в исследовательскую или проектную деятельность зависят от индивидуального уровня учебно-познавательной компетентности и возрастных особенностей учащегося, закономерностей мышления, закономерностей социализации детей данного возраста [3, с. 10.].
Исследовательский подход в обучении делает ребят не пассивными потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса. Для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала исследовательская деятельность позволяет вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками. Здесь уместно вспомнить, что современная система образования ориентирует педагога не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Ученическое исследование это не научно-исследовательская работа, в результате которой происходят открытие новых законов мироздания, а маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.
Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.
Перед собой я ставлю следующие задачи исследовательской работы:
выявить одаренных детей, используя их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач;
формировать у школьника интереса к научному творчеству;
развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на своих уроках и во внеурочное время;
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интернет — проекты, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации. Учащиеся нашей школы в течении нескольких лет принимают участие в интернет – проекте « Удивительный мир физики», где каждая команда работает над своим проектом. Команды созданы в каждой параллели с 7 по 11 класс, и поэтому каждый ученик нашей школы имеет возможность раскрыть свой потенциал, а главное — получить бесценный опыт нахождения знания и возможность увидеть результат своего труда. Все это дает возможность каждому учащемуся бережнее относиться к своей учебной работе, уметь отвечать за нее и гордиться продуктом своей деятельности. Я считаю, что групповые проекты имеют большое значение для формирования ключевых компетенций школьников: умение работать в коллективе, анализировать ситуацию, принимать решение.
Когда дети проявляют активность при проведении собственного исследования, и при этом их поддерживает педагог, то создается идеальная система сотрудничества ученика и учителя. При совместной работе учитель и ученик обогащают друг друга знаниями, и это позволяет прийти к принципиально новым открытиям в педагогике и методике обучения как одаренных детей, так и посредственных учащихся. Процесс сотворчества привлекает к учебной деятельности всех детей, независимо от их стартовых возможностей.
Главная задача учителя при обучении школьников заключается в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно развивать у них познавательную самостоятельность. Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
Мою позицию, как нельзя лучше, подтверждают слова М.А. Холодной: «Человеческая цивилизация, безусловно, существует за счет сверходарённых людей (таких людей мы называем гениями). Однако повседневная жизнь общества – в том числе качество жизни людей – в значительной мере определяется одаренными (компетентными) взрослыми (изобретательными инженерами, талантливыми художниками, эффективными дипломатами, мудрыми учителями, неуёмными в своих интеллектуальных поисках учеными и т.п.). Именно эти «просто одарённые» взрослые продуктами своего труда, своей жизненной позицией, своим влиянием на других людей создают и поддерживают ту интеллектуально-культурную атмосферу, в которой могут плодотворно жить и работать остальные сограждане» [См.: 4].
Список использованной литературы:
Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы: Департамент образования города Москвы от 20.11. 2003. № 2-34-20.
Галеева, Н.Л. Уроки экологического мышления (Реализуем требования ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам). – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 416 с.
Холодная, М.А. Эволюция детской одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. – 2011. – № 5. – С. 69-78.