Сценарий урока
7 класс — по учебнику Л.Э.Генденштейн
Тема: Сила упругости.
Цели урока: Экспериментально установить причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.
Результаты эксперимента представить в виде таблицы.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Результат | |
1. Орг. момент | -Здравствуйте!!! присаживайтесь. |
|
|
2. Проверка усвоения знаний предыдущего материала | -Напишите все ассоциации, понятия, характеристики, признаки, связанные со словом сила -Дайте определение силы (спрашивает, того кто первый поднял руку)
— покажите на рисунках силу тяжести, (учитель раздает заготовки рисунков, каждому ученику в группе) Приложение №1
-Перечислите характеристики силы и запишите на доске формулу силы тяжести
| Учащиеся, работая в группах, записывают свои ассоциации в тетради, затем одна из групп демонстрирует написанное. Остальные проверяют, дополняют.
-Дает определение.
-На рисунках обозначают силы и обмениваются листками для взаимопроверки, используя ключ к заданию.
Проговаривают характеристики сил по цепочке На доске записывают формулу силы тяжести (проговаривают физические величины, входящие в формулу и их единицы измерения) | Сила: -действие; -лошадиная сила; -могущество; -усилие
Определение: Сила – это мера действия одного тела на другое
На рисунке обозначена сила тяжести, сила всемирного тяготения Имеют направление, точку приложения, обозначение, единицу измерения, природу возникновения, формулу |
3. Изучение нового материала
4. Итог урока
5. Домашнее задание | У каждой группы на столе находится штатив, пружина или динамометр, набор грузов по механике. -Аккуратно прикрепите груз к пружине и наблюдайте за поведением пружины после наступления равновесия
-Что вы наблюдали? -Как вам кажется, за счет чего произошло растяжение или деформация пружины? -Как вы думаете, что произойдет с пружиной, если груз аккуратно снять? -Как вы думаете, какая сила заставляет пружину вернуться в первоначальное положение?
— Правильно со стороны пружины возникла сила. Называется она силой упругости. — Как вы думаете, куда она будет направлена, если она противоположна силе тяжести? Попробуйте сформулировать определение силы упругости и указать ее на рисунках (учитель проверяет правильность указания силы)
Зарисуйте схематично опыт и запишите определение силы упругости.
На столах у учащихся находится несколько тел: полоска из бумаги, из целлофана, резинка бельевая, и пружина. Попробуйте их растянуть. Что наблюдаем?
Какой у вас возникает вопрос?
Как проверить от чего будет зависеть сила упругости? Какие у вас есть предположения.
Попробуйте проделать эти эксперименты. Пронаблюдайте и зафиксируйте свои результаты в тетрадях. Оформите результаты исследования в виде таблицы
Представьте результаты своих опытов
Приведите примеры силы упругости, с которой вы встречаетесь в жизни.
Какие проблемы мы решали сегодня на уроке?
Какой ответ мы получили?
А как вы думаете, может ли сила упругости зависеть от формы тела? Чтобы ответить на вопрос, ВАМ необходимо выполнить домашнее задание Приложение №3
|
проводят опыт
Проговаривают результат
Проговаривают результат
Проговаривают результат
Дают ответ
Высказывают предположения и работают со своими карточками. Приложение №1 -это сила, которая возникает при растягивании пружины или резины; -это сила, возникающая внутри тел при их растягивании; — это сила, которая возникает при деформации и противодействующая силы тяжести.
Работают с учебником и тетрадью
Пытаются растянуть предложенные тела
Делают вывод о растяжении тел
Почему одно тело растягивается легко, а другие плохо? Не все тела можно растянуть.
Высказывают свои предположения -Берут тела одинаковой длины, но из разного материала (резинку, полоску бумаги, полоску целлофана или пружины одинаковой длины, но из разного материала). —Можно взять одно тело и попробовать подвесить поочерёдно разные грузики.
Работают в группах, оформляя результаты в предложенную таблицу Приложение №2
Выступление представителей от групп (проговаривают и показывают таблицы) -Если тела одинаковой длины, но сделаны из разного вещества, то тела растягиваются по-разному. Значит сила упругости зависит от рода вещества из которого сделано данное тело. -Если берём одно и тоже тело и чем больше растягивается пружина, то и сила упругости увеличивается.
Ребята приводят примеры, с которыми встречаются в жизни.
-Причину возникновения силы упругости и зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.
Проговаривают результаты своей работы
|
Пружина растянулась потому, что к ней подвесили груз
За счет подвешенного груза
Пружина сожмется (придет в первоначальное положение)
Со стороны пружины возникла сила противодействующая весу тела; — пружина сопротивлялась растяжению; — между молекулами в пружине увеличивались расстояния
Вертикально вверх
Определение силы упругости: Это сила, возникающая внутри тел вследствие их деформации; На рисунках указана сила упругости
Схематический рисунок+определение
Не все тела одинаково хорошо растягиваются
Проблемная ситуация (Почему?)
Выдвижение гипотезы Если тела одинаковой длины, но сделаны из разного вещества, то тела растягиваются по-разному. Значит сила упругости зависит от рода вещества из которого сделано данное тело. -Если берём одно и тоже тело и чем больше растягивается пружина, то и сила упругости увеличивается.
Заполненная таблица у каждого ученика Вывод проделанной работы
Сила, которая возникает при деформации и противодействует силе тяжести, есть сила упругости. -Сила упругости зависит от рода вещества, из которого сделано данное тело и от растяжения пружины.
|