Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Миасса Челябинской области
Технологическая карта урока-конференции
«Магнитное поле в действии» (физика, 9 класс)
Физика 9 класс
Автор: учитель физики
высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ №3» г. Миасса
Асташова Светлана Юрьевна
Технологическая карта урока № 36/9
Класс: 9
УМК: Громов С.В., Родина Н.А.
Тема урока: Магнитное поле в действии.
Тип урока: конференция, урок обобщения и углубления знаний.
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.
Данный урок рассчитан на 90 минут и может быть проведен как внеклассное мероприятие по физике.
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электромагнитные явления»
Задачи:
1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.
2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно — популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.
3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, парах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.
Наглядные пособия: таблицы «Электронно-лучевая трубка», «Магнитоэлектрическая система приборов», «Электромагнитное реле», «Электродвигатель постоянного тока».
Опережающее задание:
Класс делиться на группы по 2-3 человека, за 2 недели до урока группы получают задания по определенной теме. С каждой группой проводится инструктаж по технике безопасности и отрабатывается постановка эксперимента.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемый результат | Универсальные учебные действия | ||
Метапредметный результат | Предметный результат | ||||
1. | Организационный
| Вступление учителя. Нас окружают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магнитам и даже не подозреваем сколько их вокруг нас. Только в наших квартирах привычные бытовые приборы содержат десятки магнитов. Человек – тоже магнит: биотоки, текущие в нас рождают причудливые пульсирующие узоры магнитных линий. Земля, на которой мы живём, — гигантский магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, — непостижимые по размерам магниты… Сегодня мы вспомним, что же такое магнитное поле и какую роль оно играет в нашей жизни, рассмотрим приборы и устройства, в основе работы которых лежит действие магнитного поля.
|
|
| Смыслообразование: «какое значение, смысл имеет для меня знание о магнитном поле». |
2. | Актуализация опорных знаний учащихся | Короткий фронтальный опрос по основным понятиям темы, чтобы актуализировать знания учащихся.
| Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме. Развитие монологической, умения выражать свои мысли. | Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни. | Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
3. | Выступления групп учащихся, сопровождающиеся презентацией и демонстрацией эксперимента. | Выступления учащихся, в которых они более подробно, конкретно и глубоко остановятся на действии магнитного поля в различных областях нашей жизни. I группа: Магниты на производстве. — Магниты на заводе: электромагнитный подъёмный кран, магнитный стол, магнитный конвейер, магнитная дефектоскопия (демонстрация подъёма груза при помощи электромагнита из кабинета физики). — Магнитный сепаратор в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности. — Магнитные мины в военном деле. — Электромагнитное реле. Магниты в быту. II группа: Устройство и принцип работы электрического звонка (демонстрация работы звонка на модели). III группа: История появления и развития телеграфа (демонстрация работы телеграфного аппарата на модели). Телетайп. IV группа: История появления и развития телефона. Устройство и принцип работы телефона. (Сборка одним из учащихся модели телефона из конструктора. Демонстрация его действия: выходит с трубкой в коридор и произносит фразу, сказанную изобретателем телефона 10 марта 1876 года, а другой учащийся, получивший это сообщение, озвучивает классу: «Говорит Белл. Если Вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».) V группа: Действие магнитного поля на движущийся заряд. Принцип работы и применение электронно-лучевой трубки. Принцип работы и применение генератора электрического тока (демонстрация работы модели генератора электрического тока). VI группа: Действие магнитного поля на электрический ток (прямой проводник и рамку с током – демонстрация учащихся). Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов и электродвигателя (демонстрация работы модели электродвигателя).
| Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы. Умения и навыки применять теоретические знания по физике на практике. Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Формирование убеждения в высокой ценности науки, в развитии материальной и духовной культуры людей. Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -прогнозирование; Волевая саморегуляция. Коммуникативные: -планирование (определение целей, функций участников, способов взаимодействия); -постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); -разрешение конфликтов. Познавательные: Общеучебные -формирование познавательной цели; -поиск и выделение информации; знаковосимволические; — моделирование; Логические. Личностные.
|
4. | Закрепление полученных новых знаний
| А теперь посмотрим, помогут ли знания о магнитных полях, полученные на уроках и на сегодняшней конференции, объяснить некоторые простые занимательные опыты. Даётся задание для групп. Через несколько минут ребята должны дать ответы на поставленные вопросы. Примеры заданий: — Два прямых постоянных магнита закрепить в штативе вертикально, располагая их по одной линии, разноимёнными полюсами навстречу друг другу. Гвоздь длиной 7-10 см поставить между магнитами остриём вниз так, чтобы зазор между шляпкой и верхним магнитом был 4-5 мм. Если внести в этот зазор линейки из алюминия, дерева, пластмассы и т.д., гвоздь остаётся на месте. Но если внести стальную линейку, гвоздь падает. Как объяснить наблюдаемое явление. Ответ: Сначала гвоздь располагается вдоль магнитных линий между полюсами магнитов. Сталь экранирует магнитное поле, поэтому при внесении стальной линейки гвоздь падает. — Имея в наличии 2 стальные спицы (одна намагничена, другая – нет), определите, какая из спиц является намагниченной. Ответ: К намагниченной спице притягиваются все части ненамагниченной спицы. У намагниченной же имеется нейтральная линия, которая не обладает магнитными свойствами. — Если поднести к нижнему концу штатива магнитную стрелку на подставке, она повернётся к нему южным полюсом, а к верхнему концу штатива – северным полюсом. Объясните странное поведение магнитной стрелки. Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля штатив намагничивается, причем нижняя часть его обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя – южный. — 5-6 керамических кольцеобразных магнита надеваются на вертикально поставленный карандаш. Магниты как бы «висят» в воздухе на некотором расстоянии друг от друга. Объясните явление. Ответ: Магниты располагаются однородными полюсами друг к другу, поэтому между ними появляются силы отталкивания. — Если стальную иголку на нити поднести к полюсу магнита, она отклонится от вертикали к магниту. Если поднести к игле пламя спички, игла снова примет вертикальное положение. Почему? Ответ: При нагревании до температуры Кюри ферромагнитные свойства исчезают. — Дугообразный магнит удерживает железные предметы (гвоздики) у своих полюсов сбоку. Если поднести сверху второй такой же магнит полюсами к первому, железные предметы отпадают. Почему? Ответ: С внешней стороны магнитное поле ослабевает. — Как устроена и каков принцип действия игрушки-маятника, которую принесли из дома? | Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения. Освоение приемов и действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. | Знание о природе важнейших физических явлений и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы. Умение применять теоретические знания по физике на практике. Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы. | Регулятивные: -оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Целеполагание: постановка учебной проблемы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование: составление плана и последовательности действий. |
5. | Подведение итогов | Итак, сегодня мы более подробно познакомились с тем, где и как работает магнитное поле, увидели, как широко применяются в нашей жизни электромагнитные явления. Надеюсь, что полученные знания принесут вам практическую пользу. Спасибо всем за работу. Выступление группы оценивается по определенным критериям по пятибалльной шкале:
| Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. | Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы. | Регулятивные: -оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Использованный материал:
А.В. Перышкин Физика. 8 класс. М.: Дрофа,2011
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа,2011
В.И. Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение,2007