МКОУ Новорождественская СОШ
Исилькульский район, Омская область
УТВЕРЖДАЮ | |
с зам. директора по УВР от «___» ____________ 201__ г. ____________/Г.Ф.Гнатковской/ | директор школы от «___» ____________ 201__ г. ____________/В.А.Гнатковский/
|
Тематическое планирование
7 КЛАСС
часов в год-68
часов в неделю-2
2011-2012 учебный год
Автор программы: А.В.Пёрышкин,Е.М. Гутник, 2007г.
учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7», 2010г.
М., Просвещение
Учитель: Гончарова Ирина Евгеньевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2009;
Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2010;
Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2010.
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
Перышкин А.В. Сборник задач и вопросов по физике 7-9 кл. Экзамен
Кирик Л.А. Сборник контрольных и самостоятельных работ 7,8,9 кл
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
— умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
— умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
— умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
— понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
— развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
— воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
— применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Дата | Тема | Тип урока | Учащиеся должны | М/предмет. связи | Оборудование | ||||||
знать | уметь | ||||||||||
Введение (4ч.) | |||||||||||
1/1 |
|
| Что изучает физика. | лекция |
|
| география, технология
| Гири, линейка
Линейка, мензурка, термометр
мензурка, тело | |||
2/2 |
|
| Физические термины. Наблюдения и опыты. |
УНЗ | |||||||
3/3 |
|
| Физические величины, их измерение. Л.Р.№ 1 «Определение цены деления изм. прибора» |
УНЗ | |||||||
4/4 |
|
| Л.Р.№ 2 «Измерение размеров малых тел» |
СиОНМ | |||||||
Строение вещества (5 ч) |
| ||||||||||
5/1 |
|
| Строение вещества. Молекулы и атомы. | УНЗ |
|
|
химия
экология
| Дезодорант, вода с марганцево- кислым калием, пластилин | |||
6/2 |
|
| Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. |
КУ | |||||||
7/3 |
|
| Взаимодействие молекул. |
КУ | |||||||
8/4 |
|
| Три состояния вещества. | УНЗ | |||||||
9/5 |
|
| Обобщение по теме «Строение вещества». | ПиОЗ | |||||||
Взаимодействие тел(19ч.) |
| ||||||||||
13/1 |
|
| Механическое движение. | УНЗ |
|
| технология
география
астрономия
технология
| шарик, мет. жёлоб
песок, дер. брусок, гири, мет. шарик, жёлоб весы с гирями, изм. цилиндр
мензурка, весы с гирями
брусок, гориз. опора трубка Ньютона, шарик на нити, дер. брусок, опора
набор по статике
динамометры, бруски карточки
| |||
14/2 |
|
| Скорость. Единицы скорости. | УНЗ | |||||||
15/3 |
|
| Расчет пути и времени движения. | СиОНМ | |||||||
16/4
|
|
| Инерция. | ПиОЗ | |||||||
17/5 |
|
| Взаимодействие тел. Масса тела. Единица массы. | УНЗ | |||||||
18/6 |
|
| Л.Р.№3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | СиОНМ | |||||||
19/7 |
|
| Плотность вещества. | УНЗ | |||||||
20/8 |
|
| Л.Р.№4 «Определение плотности твёрдого тела» | СиОНМ | |||||||
21/9 |
|
| Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | ЗИМ | |||||||
22/10 |
|
| Сила. Виды сил. | УНЗ | |||||||
23/11 |
|
| Явление тяготения. Сила тяготения. | КУ | |||||||
24/12 |
|
| Сила упругости. Закон Гука. | КУ | |||||||
25/13 |
|
| Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. | УНЗ | |||||||
26/14 |
|
| Динамометр. Л.Р.№5 «Измерение силы с помощью динамометра» | СиОНМ | |||||||
27/15 |
|
| Равнодействующая сил. | КУ | |||||||
28/16 |
|
| Сила трения. | КУ | |||||||
29/17 |
|
| Решение задач. | УП | |||||||
30/18 |
|
| Решение задач. | УП | |||||||
31/19 |
|
| Контрольная работа по теме «Движение и взаимодействие тел» | ПиОЗ | |||||||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч.) | |||||||||||
32/1 |
|
| Давление. Сила давления. Единицы давления. | УНЗ |
|
|
|
шар Паскаля
сообщ. сосуды табл. «Шлюз» барометр- анероид
манометр, жидк. насос
гидр. пресс
динамометр, штатив с муфтой, два тела разного объёма, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде весы, мензурка, пробирка- поплавок | |||
33/2 |
|
| Давление в природе и технике. | УНЗ | |||||||
34/3 |
|
| Давление газа. | КУ | |||||||
35/4 |
|
| Закон Паскаля. | УНЗ | |||||||
36/5 |
|
| Давление в жидкости и газе. | КУ | |||||||
37/6 |
|
| Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | КУ |
география
технология
| ||||||
38/7 |
|
| Сообщающиеся сосуды. | УНЗ | |||||||
39/8 |
|
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | КУ | |||||||
40/9 |
|
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | КУ | |||||||
41/10 |
|
| Решение задач. | КУ | |||||||
42/11 |
|
| Манометры. Поршневой жидкостный насос. | КУ | |||||||
43/12 |
|
| Гидравлический пресс. | УНЗ | |||||||
44/13 |
|
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | УНЗ | |||||||
45/14
|
|
| Л.Р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | СиОНМ | |||||||
46/15 |
|
| Архимедова сила. | УНЗ | |||||||
47/16 |
|
| Плавание тел. | СиОНМ | |||||||
48/17 |
|
| Плавание судов. | СиОНМ | |||||||
49/18 |
|
| Л.Р. №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | ПиОЗ | |||||||
50/19 |
|
| Решение задач по теме «Архимедова сила» | ЗИМ | |||||||
51/20 |
|
| Контрольная работа по теме «Давление тв.тел, жидкостей и газов» | ПиОЗ | |||||||
Работа и мощность (11 ч.) | |||||||||||
52/1 |
|
| Механическая работа. Единицы работы. | УНЗ |
|
|
технология
химия, география
|
секундомер, простые механизмы
штатив, рычаг, блок
рычаг, набор гирь, изм. линейка
доска, динамометр, изм. линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой. | |||
53/2 |
|
| Мощность. Единицы мощности. | УНЗ | |||||||
54/3 |
|
| Решение задач по теме «Работа и мощность». | СиОНМ | |||||||
55/4 |
|
| Простые механизмы. Рычаг. | УНЗ | |||||||
56/5 |
|
| Момент силы. | УНЗ | |||||||
57/6 |
|
| Л.Р.№9 «Выяснение условия равновесия рычага» | ЗИМ | |||||||
58/7 |
|
| Применение закона равновесия рычага к блоку. | ЗИМ | |||||||
59/8 |
|
| «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. | УНЗ | |||||||
60/9 |
|
| Л.Р.№10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | ПиОЗ | |||||||
61/10 |
|
| Энергия, виды энергии, превращение одного вида энергии в другой. | СиОНМ | |||||||
62/11 |
|
| Контрольная работа по теме «Работа и мощность» | ПиОЗ | |||||||
Повторение (6 ч.) | |||||||||||
63/1 |
|
|
| УП |
|
|
|
| |||
64/2 |
|
|
| УП |
|
|
| ||||
65/3 |
|
|
| УП |
|
|
| ||||
66/4 |
|
| Итоговая контрольная работа за год. | ПиОЗ |
|
|
| ||||
67/5 |
|
| Знаешь ли ты учебник физики? | УП |
|
|
| ||||
68/6 |
|
| Знаешь ли ты учебник физики? | УП |
|
|
|