Урок «Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах» 7 класс

Урок «Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах» 7 класс

Цели урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с опытными фактами, позволяющими высказать гипотезу о том, что молекулы всех веществ находятся в непрерывном движении; на основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии, а также сформулировать определение этого явления; на основе знания различий молекулярного строения веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях, выяснить, как протекает явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет высказать гипотезу о связи между скоростью движения молекул и температурой;

Воспитательные: показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке:

Развивающие: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, а также развитие интеллектуальных способностей школьников.



Оборудование и материалы: стеклянные сосуды ( лабораторные стаканы ), нашатырный спирт, фенолфталеин ( индикатор ), раствор марганцовокислого калия, вода, вата, два пинцета, стеклянная трубочка.

Ход урока



Структурные элементы урока




Деятельность учителя и обучающихся


Работа над изучаемым материалом

Подготовка обучающихся к теме урока



Постановка целей урока







Мотивация знаний

1.Учитель выявляет опорные знания обучающихся

Вопросы классу:

а)Что мы знаем о строении тел?

б)Что явилось основанием для вывода о том, что тело состоит из молекул?

в)Какие частицы входят в состав молекул?



2.Подводит итог, что для объяснения явлений природы недостаточно знать строение тел. Важно познакомиться с основными свойствами частиц, из которых состоит любое тело, например, как ведут себя эти частицы – движутся или покоятся.



3.Подчёркивает, что знания о характере поведения частиц помогут объяснить нам многие явления, такие, как распространение запаха духов, спирта, эфира; засолка огурцов, капусты и др.

Знакомство с новым материалом

Создание проблемной ситуации



Решение поставленной задачи на основе эксперимента



Воссоздание изучаемого явления в лабораторных условиях







Работа над результатами экспериментальных данных



Создание условий, которые в обычной жизненной ситуации не наблюдаются











Вывод на основе эскпериментов



Обработка экспериментальных данных







4.Учитель демонстрирует опыт: диффузия паров нашатырного спирта, а затем ставит вопрос, почему окрашивается лист бумаги, смоченный фенолфталеином.



5.Предлагает обучающимся обратиться к эксперименту, так как наблюдение данного опыта явления на опыте и в природе позволяет высказывать предположение, что оно объясняется движением частиц.





6.Рассказывает, чем отличается эксперимент от опытного факта. Проводит демонстрацию смешивания раствора марганцовокислого калия и тёплой воды. Обращает внимание на то, что раствор марганцовокислого калия тяжелее воды и он расположен внизу сосуда, но окрашивание тёплой воды происходит быстро.



7.Рассказывает, как необходимо проводить эксперимент: фиксировать результаты, проводить наблюдение, сопоставлять экспериментальные данные с сосудом, за которым ведётся наблюдение.



8.Рассказывает о явлении диффузии твёрдых тел. При этом демонстрирует фрагмент из фильма, который показывает, как можно вести наблюдение за проникновением частиц различных металлов друг в друга. Обращает внимание обучающихся на приём фиксирования результатов эксперимента.

(Диффузию в жидкости, газах и твёрдых телах можно продемонстрировать воспользовавшись материалами сайта https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf).



9.Раскрывает сущность явления диффузии и отмечает, что оно проявляется у твёрдых, жидких и газообразных тел.



10.В беседе с классом учитель уточняет: явление диффузии подтверждает высказанное предположение о том, что молекулы вещества движутся. Предлагает сделать вывод о состоянии молекул на основании наблюдения за явлением диффузии, выделить причину изменения цвета жидкости и листа бумаги, смоченного фенолфталеином, затем сравнить диффузию в твёрдых, жидких и газообразных телах.


Обобщение

11.Учитель подводит итог: явление диффузии можно объяснить тем, что молекулы вещества движутся непрерывно.

Повторение изученного материала

12.Учитель предлагает вопросы к классу: рассмотреть рисунок учебника и рассказать, как протекает явление диффузии. Так как обучающиеся дома рассматривали опыт растекания капли воды, то просит их объяснить, почему при некоторой толщине плёнки масло перестаёт растекаться. Можно ли в наблюдать в этом случае явление диффузии?



13.Предлагает обучающимся рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: почему опыт – окрашивание воды малым количеством краски – нельзя объяснить тем, что молекулы вещества движутся?

Систематизация и применение знаний

14.Учитель заключает урок беседой с классом с помощью вопросов: а)Что вы знаете о строении вещества и свойствах частиц?

б)На каком явлении основана засолка огурцов, капусты, рыбы и других продуктов?

в)На каком физическом явлении основан способ цементации стали?

г)Является ли явление диффузии подтверждением положения, что тела состоят из частиц?

д)Можно ли на основании явления диффузии утверждать, что частицы движутся беспорядочно, хаотично?

Организация работы дома

15.Предлагает обучающимся проработать материал учебника. Выполнить экспериментальное задание. Отчёт о его выполнении сделать в тетради по плану:

1. Выполнить рисунок опыта.

2. Выделить основные этапы опыта и описать их.

3. Продумать, как видоизменить опыт, чтобы изучаемое явление можно было лучше видеть.

4. Как фиксировать результаты в опыте?

Подведение итогов, выставление оценок


Свежие документы:  Урок на тему "Использование ИКТ на уроках физики и не только"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: