Учитель физики МОУ СОШ№4 г.Миньяра
УСКОВА СВЕТЛАНА СЕМЁНОВНА
Урок физики 8 класс
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА
Цель урока:
Сформировать научные представления о магнитном поле
и установить связь между электрическим током и магнитным полем
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы обучения:
Беседа
Демонстрация и обсуждение моделей опытов
Эксперимент
Решение задач
Работа с учебником
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Презентация «Магнитное поле»
Приборы для демонстрации «магнитного поля»
Доска
На партах: 2 магнита, гвоздь, железный предмет, пластмасс, алюминий, дерево, нить с петлёй)
Демонстрации:
Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током
Усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника
Литература:
А.В.Пёрышкин Физика 8 класс. – М.: Просвещение, 2005г.
Л.А.Кирик Физика (методические материалы) – М., «ИЛЕКСА» 2003
Teach Pro :Физика 7-11 класс / CD; ООО «Мультимедиа технологии и Дистанционное Обучение» 2004/
Структура урока:
Организационный момент – 2 мин
Актуализация знаний – 5 мин
Изучение нового материала – 30 мин
Рефлексия – 5 мин
Анализ урока – 2 мин
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся
Сообщение темы и целей урока*(слайд)
Сегодня мы будем говорить о магнитном поле и его связи с электрическим полем, об основных свойствах магнитного поля. Постараемся в обычном увидеть необычное.
Во всём подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать …
И.ГЁТЕ «Фауст»
*(слайд)
Актуализация знаний
Слдайд-опрос
Электрический заряд – это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом)
Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела?
Электрическое поле – это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел)
Основные свойства электрического поля :
(возникает вокруг заряженных тел;
обнаруживается по действию на заряженные тела)
Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)
Какое действие оказывает электрический ток?
(тепловое, химическое, магнитное)
3.Изучение нового материала
План
Простейшие свойства магнитных материалов.
Связь электрических и магнитных явлений.
Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.
Направление и линии магнитного поля.
1.Простейшие свойства магнитных материалов.
Магнетизм , как явление известен с 5века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал – камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.
Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой , посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.
На основе опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов. Вы с помощью оборудования на столах попробуете сами изучить эти свойства.
Опыт 1 Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием ? (Магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам)
Опыт 2 Два полюса магнита и их взаимодействие (У магнита два полюса: северный и южный; одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые — притягиваются )
Опыт 3 Подвесить магнит на нити (Свободно подвешенный магнит ориентируется определённым образом относительно сторон света)
*(слайд)
2.Связь электрических и магнитных явлений.
Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.
*(слайд)Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло случайно. Когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находящаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока.
После того, как были обнаружены взаимодействие магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место взаимодействие между электрическими токами?
Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, *(слайд) который обнаружил, что параллельные проводники с током взаимодействуют друг с другом.
3.Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.
Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток?
В пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и магнитную стрелку. Эти силы мы будем называть магнитными. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое даёт себя знать действием магнитных сил.
Запись в тетрадях: (найти в учебнике)
Магнитное поле – особый вид материи, основной особенностью которого является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты.
Определяющие свойства магнитного поля:
Порождается магнитами и токами;
Обнаруживается по действию на магниты и токи.
4.Направление и линии магнитного поля.
Из опыта видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается определённым образом в магнитном поле.
За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле.
Подобным образом в магнитном поле ведут себя и металлические опилки. *(слайд)
Линиями магнитного поля являются линии, проведённые так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.(найти в учебнике)
*(слайд , магнитное поле катушки и прямого тока)
Эти линии реально не существуют, они лишь удобный способ описать магнитное поле.
4.Рефлексия
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Отклонится ли магнитная стрелка, если её разместить вблизи пучка движущихся частиц:
Электронов;
Атомов;
Положительных ионов.
Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?
Турист нашёл в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить намагничено оно или нет, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов?
В тех местах, где магнитное поле сильнее, магнитные линии принято изображать гуще(т.е. ближе друг к другу) По рисункам 91 и 92 учебника определите, в каком месте магнитное поле наиболее сильное: вблизи проводника с током или вдали от него?
5.Анализ урока
Сегодня на уроке вы узнали, что вокруг проводников с током существует магнитное поле, познакомились сего основными свойствами и одним из методом изучения магнитного поля.
Домашнее задание: § 56, 57
5