Урок физики «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Автор: Крылов Вячеслав Анатольевич

Место работы: МОУ Ковалевская СОШ с. Жутово-1

Должность: учитель физики и математики


Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»


Цели урока :


Образовательные — ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.


Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.


Воспитательные – ученик сможет задуматься о роли электризации.


Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.

для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги


План урока


1. Организационный момент (1 мин)

2. Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)

3. Освоение нового материала (20 мин)

4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (11 мин)

5. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин)


Ход урока


  1. Организационный момент


  1. Подготовка к усвоению нового материала


а) Мотивация


Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.

— Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему?


— А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?


-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?


-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?


б) Формулировка темы урока


Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.

Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.

-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)


в) Постановка цели урока


Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?

— Изучить явление электризации тел.


  1. Освоение нового материала.


а) Экспериментальная работа в парах.


Вначале проводим фронтальный опыт, используя полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают.



ДО ПОСЛЕ


СОПРИКОСНОВЕНИЯ


Б П Б П


Подводим итоги опытов:

-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)

Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)



Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.

Итак, ребята, после услышанного , как бы вы ответили на вопрос?

Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)


. Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.


Б Б П П



-Какая из полосок получила заряд? (обе)


-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)


Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?


-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)


-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)

И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов


Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком — «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)



Нет заряда заряжено








+ — + + — —




Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.


  1. Первичная проверка понимания и закрепление знаний


Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?

-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?

-что происходит с бумагой в печатных машинах?

-почему произошел взрыв?


-1169,1171,1172,1178,1180,1181-Лукашик


  1. Подведение итогов урока (рефлексия)

Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?


Дз п.25,26. 1179,1182-Л.












































Источники материалов


1. журнал «Физика в школе» №6 за 1991 год стр.34

2. журнал «Физика в школе» №1-2 за 1992год стр.15

3. журнал «Физика в школе» №6 за 1997 год стр.58












Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Колебания и волны. Звук"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: