Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска» Амурской области
Урок физики 11 класс
Тема: Законы геометрической оптики.
Рыжакова Вера Викторовна,
учитель физики высшей
квалификационной категории,
стаж работы 27 лет
Тема: Законы геометрической оптики.
Цели урока:
Изучить законы геометрической оптики с помощью интерактивного компьютерного курса «Открытая физика 1.1″.
Способствовать развитию навыков и умений: решения задач на законы геометрической оптики; работы с компьютером; самостоятельной деятельности по добыванию знаний; ораторского искусства.
Применять правила работы с компьютером, способствующие сохранению здоровья учащихся. Продолжить привитие навыков осознанного бережного отношения к своему здоровью. Способствовать воспитанию уважения к достижениям мировой науки, развитию интеллекта, кругозора учащихся.
Задачи этапа и необходимые действия | Работа учащихся при усвоении и закреплении материала урока | |
1 этап | 1. Повторить основные понятия геометрической оптики: луч и волновой фронт. 2. Выяснить границы применимости геометрической оптики.
|
|
2этап изучение законов геометри- ческой оптики и их исследование с помощью компьютера. | 1. Повторите правила работы с компьютером, предупреждающие утомляемость глаз и физическое утомление. 2. Изучение законов геометрической оптики с помощью интерактивного курса » Открытая физика1.1″.
3. Исследовательская работа с помощью компьютера.
4. Проверка усвоения законов геометрической оптики учащимися с помощью компьютера.
5. Историческая справка.
6. Упражнения по предупреждению утомляемости, пауза. |
|
3 этап теоретическая база законов геометрической оптики
| 1.Принцип Гюйгенса.
2. Вывод закона Снелиусса на основе принципа Гюйгенса. |
» Принцип Гюйгенса».(1)
Стр.165(изд.2003 года) Стр. 100(изд. 1991года).
|
4 этап Домашнее задание | 1. Задание домашней работы |
№ 60-62(изд. 2003 года)(2) № 41-43(изд. 1991 года).(2) 2. Решите задачи.
|
5 этап | 1. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся за урок. |
|
Анкета
Как звучала тема урока?
Какие цели стояли перед вами в начале урока?
Какой этап урока оказался для вас наиболее сложным, и в чём выразилась сложность?
Какие бы упражнения по предупреждению утомляемости на уроках предложили бы вы? На каком этапе урока они были бы наиболее целесообразными?
Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите, соответствующее вам):
усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, безразличие, хорошее настроение, злость, радость, др.
Приложение № 1
Световой луч- это линия, направленная от источника в сторону распространения волны.
Волновые фронты — это поверхности постоянной фазы световой волны.
Законы геометрической оптики.
Закон прямолинейного распространения.
Закон отражения.
Закон преломления.
От чего зависит относительный показатель преломления среды:
от характеристик самого света длины волны, частоты.
от скорости распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды: температуры, плотности вещества, наличия в нём упругих напряжений.
Задачи для самостоятельного решения дома (этап 4)
1 вариант
Определите скорость света в воде, если её абсолютный показатель преломления 1,33.
2 вариант
Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35. Найдите угол преломления.
Дополнительное задание.
1.Вода освещена светом с длиной волны 700 нм. Какова длина волны этого света в воде?
Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35. Найдите угол преломления.
Правила при работе за компьютером.
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий за компьютером составляет не более получаса.
Для детей с близорукостью более 2 диоптрий необходимы для занятий на компьютере очки, но на 1-1,5 диоптрии слабее.
Занятия должны проходить в хорошо освещённой комнате, но исключая прямой солнечный свет.
Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, голова наклонена слегка вперёд, уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана.
Упражнения по предупреждению утомляемости и снятию напряжения.
Сядьте прямо, расслабьтесь, руки опустите вдоль туловища. Закройте глаза.
Зажмурьте глаза как можно крепче, а затем откройте.
Выберете над доской точку, а затем смотрите сначала на неё, а затем вдаль.
Поднимите глаза вверх, опустите вниз, поверните направо, налево.
Похлопайте ресницами.
Посмотрите на соседа по парте и сделайте «широкие глаза», а теперь улыбнитесь ему.
Историческая справка.
Первые два закона были известны ещё древним грекам. Закон преломления искали упорно с начала 1600-х гг. Например, Иоганн Кеплер нашёл 27 эмпирических правил, которыми можно было пользоваться при создании линз, но так и не сумел открыть общую формулу. Первая формулировка закона преломления была дана в 1620 году голландцем Виллебродом Снеллиусом, а впервые опубликована в 1637 году Рене Декартом (без упоминания имени Снеллиуса).
Пьер Ферма(1601-1665) и Христиан Гюйгенс(1629-1695) сформулировали принципы, из которых можно получить законы геометрической оптики. Позднее было показано, что эти принципы вытекают из уравнений Максвелла в приближении геометрической оптики, т.е. в приближении, когда длина волны света много меньше размеров всех частей оптической системы.
Литература.
« Физика 11» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев (Издание 2003 года); (издание 1991 года).
« Физика в школе» №47, 2004 г., Э.Геттис, Ф Келлер, М. Скоуб « Физика классическая и современная», Гл. 35, Геометрическая оптика.
А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич « Сборник задач по физике», М., «Просвещение, 1983 г.