Урок ФИЗИКИ
с
Использованием
Компьютерных
Технологий
Свободное падение тел
Учитель физики 524 гимназии
Скибицкая Галина Михайловна
2010-2011 уч.год
С.Петербург
Цели урока:
Дать понятие о свободном падении тел и его особенностях.
История открытия закономерностей этого движения.
Научить выполнять расчеты при свободном падении тел.
Объяснить значение опытов Г.Галилея.
Содействовать развитию коммуникативной культуры.
Предполагаемый уровень усвоения:
применение знаний по образцу в сходной ситуации
Этапы урока | Задачи этапов урока | |
1 | Начало урока. Сообщение учителя. | Подготовить учащихся к работе на уроке, поставить перед учащимися проблему |
2 | История открытия. | На примере открытия закономерностей свободного падения показать роль эксперимента в науке. |
3 | Изучение нового. | Дать понятие о свободном падении тел и его особенностях.
|
4 | Эксперимент 1 | Показать на опыте, что все тела, независимо от их массы, при отсутствии сопротивления воздуха падают одновременно. |
5 | Обобщение знаний | Обобщить сведения о равноускоренном движении тел применительно к свободному падению. Математическая запись всех закономерностей. Подготовить к решению расчетных задач по теме. |
6 | Самостоятельная работа | Дать возможность учащимся применить полученные сведения о свободном падении и убедиться в их правильном понимании. |
7 | Решение задач | Научить выполнять расчеты по формулам движения тел по вертикали. Закрепить полученные знания. |
8 | Применение знаний | Показать связь изучаемого вида движения с невесомостью. |
9 | Домашнее задание | Закрепить изученный на уроке материал. |
Оборудование:
компьютер с проектором
проект «Свободное падение тел»- презентация Microsoft PowerPoint
Трубка Ньютона, насос Комовского.
Металлический и бумажный круги.
Ход урока:
1. Начало урока. Сообщение учителя. Работа учеников.
Слайд 1.
Свободным падением называется движение тела под
действием силы тяжести, в отсутствии сопротивления
воздуха.
Все мы не раз наблюдали падение тел. Посмотрим Ученики записывают
еще раз. Опыт:Уронить мяч, лист бумаги, скомкать тему урока с экрана,
этот лист и уронить. Все тела падают по разному! смотрят опыт и
Что же это за движение? слушают учителя.
Над этим вопросом давно задумывались ученые.
Сейчас мы посмотрим, какие же мысли и выводы
были сделаны Аристотелем, Галилеем.
2.История открытия.(Смотрим презентацию, слайды 2,3,4.)
Опыты Г.Галилея.16век. Видеосюжет- падение
шаров разной массы с наклонной башни. На доске Записывают вывод
учитель рисует схему опыта, комментирует вывод из опыта в тетрадях
и задает вопрос: «Свободное падение- это равно- и рисуют с доски
ускоренное движение?» схему опыта.
Вывод из опыта: Шары разной массы упали
одновременно.
3.Изучение нового.
Слайд5.
Видеосюжет с шариками, прикреплёнными к веревке
на различных расстояниях друг от друга. Эти расстояния Рисуют схему
относятся между собой как 1:3:5:7. Из этого следует, опыта в тетрадях,
что свободное падение- это равноускоренное движение. записывают вывод
Учитель рисует на доске схему опыта и записывает и формулу, а также
вывод математически. h1: h2: h3…=1: 3 : 5 … значение g.
Слайд 6.
Видео с падающим шаром, измерение ускорения
свободного падения. Запись на доске g = 9,8 м/с2
Вывод: Все тела вблизи Земли падают с одинаковым
ускорением.
4.Эксперимент 1(смотрим слайд 7— видео)
Опыт видео сюжета- падение тел разной массы в
вакууме.
Вывод: В вакууме тела, независимо от их массы падают Пишут вывод в
одновременно. тетрадях.
Опыт(делает учитель). Металлический и бумажный Наблюдают
круги. Уронить врозь, уронить положив опыт.
бумажный круг на металлический, а затем
наоборот. Наблюдаем одновременное падение.
5.Обобщение знаний.(слайд 9)
Ученики записывают
Формулы в тетради.
6. Самостоятельная работа.
Слайды 15-17
Разбираются с этой
таблицей, обдумывают
ответы и смотрят на
экране правильные
ответы.
Слайд 16.
Учитель предлагает заполнить пробелы в тексте, Ученики отвечают
который изображен на слайде. с места, подтверждая
что они запомнили
В свободном падении тела движутся____________ изученный материал.
_____________________________________________
Независимо от_______________________________
______________________________________________
g – это ускорение с которым тело_______________
______________________________________________
Свободное падение- это_______________________
______________________________________________
g равно ____________________________________
7. Применение знаний.
Просматриваем слайды 18-22. Учитель комментирует
Падение лифта, игрушки, объясняет что такое невесомость.
Слайды 18-22. Информация расширяющая
сведения о свободном падении тел
Слайды 23-27. Тесты проверяющие усвоение материала.
8.Решение задач. (Запас) Решают в тетрадях.
1 ученик решает у
Задача № 1.
доски для того, чтобы
все могли проверить.
9. Домашнее задание.
Учебник Пёрышкин А.В. «Физика 9» § 14.
Уметь отвечать на вопросы после § 14.
Выучить все формулы.
упр. 14 (письм.)
Пояснительная записка к презентации: «Свободное падение»
Слайды 8, 9.10 содержат гиперссылки на видео файлы, расположенные в папке –Свободное падение.
Слайд 11 – это флэш объект, который можно использовать для актуализации изученного.
Слайд 14 – содержит гиперссылку на управляемый флэш объект, на котором можно повторить график зависимости перемещения в равноускоренном движении от времени.
Слайды 23-27 – тесты с выбором ответа.
Слайд 27 – ответы на эти вопросы. Их можно включить для того чтобы ученики убедились в правильности своего выбора, а следовательно и своих знаний.
Презентация содержит три видеосюжета и два флэшобъекта.
7