Урок физики в 9 классе по теме
«Успехи в освоении космического пространства».
Учитель физики МБОУ Гимназия №1 Шарченко В.В
Цели урока :
1) ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса; рассказать о достижениях отечественной космонавтики;
способствовать навыку поиска необходимой информации в различных источниках и ее критического отбора, умения выделять главное, существенное;
формировать умение работать в группе, содействовать экологическому воспитанию учащихся.
За две недели до проведения урока класс был разбит на группы. Каждая группа получила задание.
Тип урока: урок-конференция
Оборудование : -слайд-проектор;
-видеомагнитофон;
-к/ф «Механика» (запуск ракеты);
-к/ф «Биология» (движение молюсков);
-плакат «Устройство ракеты»;
-плакат «Устройство реактивного двигателя»;
-опыт с резиновой трубкой;
-опыт с воздушным шариком;
-опыт «Водяная карусель»;
-портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучать закон сохранения импульса и его практическое применение. С давних пор человек мечтал покорить космос. Об этом упоминалось в древнекитайских летописях, в индийской и греческой литературе, в древнерусских летописях.
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство»
К.Э. Циолковский
Каким же образом знание закона сохранения импульса привело к решению проблемы освоения космического пространства? Наш урок будет проходить в форме конференции. Ваша задача: услышать, увидеть, понять, записать и осмыслить материал .
План (записан на доске)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты (группа теоретиков)
Опыты по реактивному движению (группа экспериментаторов)
Жизнь и деятельность К.Э. Циолковского, С.П. Королева (группа историков)
Успехи в освоении космического пространства:
— первые шаги в освоении космического пространства
— современные достижения космонавтики (группа журналистов)
5) Освоение космоса и загрязнение околоземного пространства (группа экологов)
Из стихотворения Г. Г Бородачевой «Реактивное движение»
— Скажи, как движется ракета?
— Понятно это всему свету!
Она сжигает газ горючий,
И рвется газ струей могучей
Через открытое сопло…
Штурвал затянут до упора,
Ракета набирает скорость,
Видны вселенские просторы
Через обзорное стекло…
— Мы на уроке проходили –
Нужна для ускоренья сила.
Я быстро понял, в чем тут дело:
Ее испытывает тело,
Взаимодействуя с другим…
Но вот в пространстве межпланетном
Ни тел, ни воздуха ведь нету.
Чем ускоряется ракета?
Чем же ускоряется ракета?
На этот вопрос ответит группа теоретиков. Они напомнят основные теоретические сведения.
-импульс тела
-направление вектора импульса и скорости движущегося тела
-единица импульса
-замкнутая система
-закон сохранения импульса
-реактивное движение
-реактивное движение является следствием законов Ньютона и закона сохранения импульса.
Один из учеников расскажет об устройстве ракеты и объяснит, почему необходимо делать ракету многоступенчатой.
Группа экспериментаторов продемонстрирует опыты, доказывающие возможность реактивного движения
— Опыт с воздушным шариком
(Система двух взаимодействующих тел. Подъем воздушного шарика при выходе воздуха из него — это простейший пример реактивного движения)
— Следующий опыт показывает, что реактивное движение вызывает не только струя газа, но и струя жидкости (опыт с резиновой Г-образной трубкой)
— Следующий опыт «водяная карусель» (опыт с жестяной банкой с отверстиями)
— Реактивное движение используется в природе. Это движение созревших плодов «бешеного огурца», движение гребешков, кальмаров, осьминогов, каракатиц.
Демонстрация фрагмента фильма «Молюски»
На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Основы теории реактивного двигателя и научное доказательство возможности полетов в межпланетном пространстве были впервые высказаны и разработаны русским ученым К.Э. Циолковским в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Под руководством С.П. Королева были созданы ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. Послушаем сообщения группы историков.
Итак, первый шаг в космос по праву принадлежит К.Э.Циолковскому. Не мечта, не фантазия, даже не взгляд в будущее, а конкретный шаг, конкретные предложения и технические решения. Главное – разработка транспортного средства, способного сообщить телу первую космическую скорость. Сконструировал такое транспортное средство С.П.Королев
Каковы же первые шаги в освоении космического пространства и каковы современные достижения космонавтики?
Группа журналистов. (Показ слайдов)
первые шаги:
первый ИСЗ, 4 октября 1957 г.
первый космонавт, 12 апреля 1961г.
первый человек, вышедший в открытый космос, 18 марта 1965г.
первый пилотирующий полет на Луну, 20 июля 1969г.
Современные достижения космонавтики:
разведка месторождений полезных ископаемых
картографирование
ледовая разведка
военная разведка
связь; навигация
В настоящее время происходит процесс бурного освоения космоса, и человечество столкнулось с проблемой загрязнения околоземного пространства отходами человеческой деятельности на земле и в космосе. Группа экологов расскажет о путях решения этой проблемы.
Заключение
Сегодня на уроке вы услышали и увидели новую информацию о реактивном движении. Познакомились с жизнью и деятельностью выдающихся русских ученых. Вы ознакомились с этапами освоения космоса, успехами современной космонавтики и рассмотрели экологические проблемы. Фрагменты рефератов прозвучали в ходе урока, эти работы уже оценены.
Спасибо за работу.