ТЕМА: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
Учитель: Цымбал Людмила Юрьевна
декабрь 2012 года
Урок физики в 7 классе.
Обобщающий урок по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
Тип урока: Повторительно – систематизирующий урок.
Цель урока:
1.Отработка практических навыков при решении задач, развивать навыки устного счёта;
2.Взанимательной форме повторить основной программный материал по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»;
3.Продолжить формировать умения работать с физическими приборами;
4.Показать возможность использования полученных на уроках знаний в быту, технике, народном хозяйстве;
5.Продолжить развитие логического мышления, творческой активности.
Тип урока: Обобщающий урок.
Оборудование: портреты физиков, карточки с заданиями, макет фонтана, барометр – анероид, стеклянная трубка, стакан с водой, сообщающиеся сосуды, учебники физики, тетради.
Эпиграф к уроку:
«Особенности живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Д. Бруно.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Проводится инструктаж по технике безопасности на уроке при проведении опытов.
2.Подготовка учащихся к уроку.
II.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать в необычном режиме. Мы будем не только повторять домашнее задание, но и будем играть, за каждый правильный ответ вы получите по одному жетону.
Игра №1 Проверка домашнего задания.
Дамой вам давалось найти интересные сообщения на тему «Атмосферное давление в нашей жизни». Кто из вас нашёл?
Темы докладов:
1.Как мы пьём?
2.Атмосферное давление в живой природе.
3.Магдебурские полушария.
4.Воздухоплаватели.
Игра №2 Кто любит загадки?
1. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр)
2.Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
3. Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давление измерять? (Барометр)
4.Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
Игра №3 «А, знаете ли вы формулы?»
FA = mg (m = FA/g) ;
FA = pжgVm (pж = FA/gVm; Vm = FA/pg );
P = pgh (p = P/gh; h = P/gp);
Игра №4 «Ваши опыты».
Продемонстрируйте и поясните данные опыты:
1.Сырое яйцо в обычной воде тонет, а в солёной нет.
2.Как работает фонтан?
3.Стакан наполненный водой легко может удержаться, если его закрыть листом бумаги и перевернуть.
4.Пакет с соком легко выпить, пользуясь только шилом.
5. Принцип работы пипетки. (На столе лежит стеклянная трубочка.)
Игра №5 Попробуй решить задачу.
Детям раздаются карточки с дифференцированным задачами. Ответы на тесты находятся на обратной стороне доски. Ребята меняются тетрадями и проверяют задание друг у друга, затем ставят отметки.(см. приложение.)
Игра №6 «Ответь и покажи».
Учитель задаёт вопросы, дети поднимают руки и отвечают.
1.Сформулируй закон Паскаля.
2.Что называется атмосферой?
3.Почему молекулы газов, входящие в состав атмосферы, не покидают Землю, хотя двигаются во все стороны?
4.Использую модель барометра-анероида, расскажите о его устройстве. Как используются барометры?
5. Послушайте отрывок из стихотворения:
…И горы встают перед ним на пути,
и он по горам начинает ползти.
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
А теперь скажите, как с изменением высоты изменяется давление воздуха?
6.Что называется сообщающимися сосудами?
7.Приведите примеры сообщающихся сосудов. Встречаются ли они в нашей жизни?
8.Из какой сказки отрывок?
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Правильно, это А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане». На чём основано плавание судов?
9.Сформулируйте условия плавания тел.
10.Что называется осадкой судна? Ватерлинией?
11.Из какой книги отрывок?
…Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.
-Шар,- говорили одни, — его свободно можно поднять одной рукой к верху.
— Легкий-то он лёгкий, но, по-моему, он не полетит, — сказал малыш по имени Топик.
Коротышки задумались: «Шар легкий, а всё-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?»
Совершенно верно, это Н.Носов, «Приключения Незнайки и его друзей». Так как же он полетит?
12.Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик.)
13.Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей? (солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объём и подъёмная сила.)
14Почему ещё не удалось надуть квадратный шарик, чтоб он летал в виде куба? (Воздух в шарике, как и любой газ, давит на стенки оболочки во все стороны одинаково, поэтому оболочка, как только её надули, принимает шарообразную форму.)
15.Когда Вовочка выбросил свой дневник в канализацию и та где-то засорилась, в квартире Вовочкиных нижних соседей образовался в туалете мощный фонтан. По какому принципу действует этот фонтан? (По принципу сообщающихся сосудов. Всё, что выливают верхние соседи в канализацию, выливается из неё в квартиру нижних соседей.)
III Итог урока.
Подводятся итоги работы детей, те кто получили наибольшее количество жетонов получают отметки в журнал дополнительно.
Домашнее задание повторить по учебнику параграфы с40 по 52.