МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20 – 903, эл. адрес: [email protected]
Конспект урока физики в 7 классе по теме
« Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления».
подготовила учитель физики
Чернова Марина Владимировна
г. Исилькуль, 2012 г.
Урок физики в 7 классе по теме « Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления».
Цель урока: дать понятие атмосферного давления и рассмотреть способы его измерения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
— объяснить причины возникновения атмосферного давления;
— раскрыть физическую сущность опыта Торричелли;
— рассказать об устройстве и принципе действия барометра- анероида;
— объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.
2. Развивающие:
развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, анализировать условия задач, логически излагать мысли;
развивать творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала и решении задач;
развивать умение обнаруживать действие атмосферного давления в обыденной жизни;
развивать интерес к физике как науке, через рассмотрение использования и применения физических законов в быту и технике.
3. Воспитательные:
— формировать и развивать информационное видение окружающего мира;
— способствовать воспитанию активности, мобильности, умения общаться, общей культуре.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник А. В. Перышкина «Физика — 7 », Дрофа, Москва 2009, барометр- анероид, компьютер, программные средства МS Word, MS Power Point, мультимедийный проектор, экран. Урок сопровождается презентацией.
Ход урока.
Презентация (слайд №1). Формулировка цели урока.
1.Проверка знаний.
а)— Дайте определение физической величины – давление (Формула, объяснение каждой буквы).
— Основные единицы измерения давления.
— Формула для расчета давления жидкости на дно сосуда ( Объяснение каждой буквы).
— Закон Паскаля.
б) Задание на перевод единиц измерения (Самопроверка). Презентация (слайд №2, 3).
II. Объяснение нового материала.
Презентация (слайд №4).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли /высотой несколько тысяч километров/. Атмосфера имеет слоистую структуру. Но при этом основная масса земной атмосферы находится не более 10 км от Земли. Очевидно, что концентрация молекул по мере удаления от поверхности Земли уменьшается, а следовательно плотность воздуха уменьшается с высотой. Презентация (слайд №5). В состав атмосферы входят различные газы, но в основном в ней находится азот (78%) и кислород ( 21%) . Презентация (слайд №6).
На воздух, как и на любое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести. А это значит, что воздух обладает весом и создает давление. Мы живем на дне воздушного океана и постоянно испытываем давление, хотя и не чувствуем его. Презентация (слайд №7).
Мы уже умеем рассчитывать давление жидкости на дно сосуда, почему бы нам не воспользоваться этой формулу для расчета атмосферного давления? Презентация (слайд №8).
Как же было открыто атмосферное давление? Презентация (слайд № 9,10,11,12).
Итак, 1643г, Эванджелист Торричелли, итальянский ученый, ученик Галилея, провел опыты по измерению атмосферного давления. Рассмотрим рис. 120, стр. 101 учебника. Стеклянная трубка длиной 1м, запаянная с одного конца, заполняется ртутью. Затем, плотно её закрыв, переворачивают и опускают в чашу с ртутью и открывают под ртутью конец трубки. Часть ртути выливается, над ртутью образовалось безвоздушное пространство
( Торричеллева пустота), высота оставшегося столба ртути около 760 мм. Рассмотрим уровень аа1: на этом уровне давление в трубке и давление в чаше одинаковое. Но! Давление в трубке создано ртутью, а на ртуть в чаше давит воздух. Как вы думаете, что произойдёт если атмосферное давление увеличится, уменьшится? Вывод: р атм = р ртути
Задача 1.
Рассчитаем давление столба ртути высотой 1 мм.
, р ≈ 133,3 Па.
Итак, 1 мм рт. ст. = 133,3 Па
Задача 2.
Выразите в Па 750 мм рт.мт.
р=99975Па ≈ 100000Па ≈ 1000гПа ≈ 100кПа.
Презентация (слайд № 13).
Нормальное атмосферное давление при t =0С равно101300 Па = 1013гПа
( 760мм.рт.ст.).
Презентация (слайд № 14,15).
На небольших высотах каждые 12м подъема уменьшают атмосферное давление на 1 мм рт. ст.
Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится ртутный барометр. Он служит для измерения атмосферного давления. Но в практике используют безжидкостный барометр – анероид. Рассмотрим его внешний вид и разберём принцип действия. Обращаем внимание, что имеется 2 шкалы: в мм рт. ст. и в Па.
Рис.125, стр. 105 учебника: Главная часть — металлическая коробочка из которой выкачан воздух (1). Пружина (2) оттягивает крышку коробочки, чтобы её не раздавило. К пружине с помощью передаточного механизма (3) прикреплена стрелка (4), под которой укреплена шкала, деления которой нанесены по показаниям ртутного барометра.
Как же можно использовать атмосферное давление в технике? Презентация (слайд №16, 17,18). Установка состоит из стальной трубы на которой закреплён электродвигатель, который при работе создает вибрацию. Труба соединяется с разряжающим насосом.
III. Закрепление.
а) Экспериментальное задание. Презентация (слайд № 19). Ваши предложения? Презентация (слайд № 20).
б) Занимательный опыт по демонстрации существования атмосферного давления ( молочная бутылка, яйцо, сваренное вкрутую, полоска бумаги, спички). Объясните данное явление.
IV. Итог урока.
V.Оценки за урок .
VI. Домашнее задание. Презентация (слайд № 21).
Литература:
А. В. Перышкин «Физика — 7 », Дрофа, Москва 2009.
С. Е. Полянский «Поурочные разработки по физике 7 класс», Москва «ВАКО», 2003
Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти «Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику А. В. Перышкина Физика — 7 », Экзамен, Москва, 2003
Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике», Москва, «Просвещение» , 1977
5. https://class-fizika.narod.ru/7_davlatm.htm