Урок физики в 8 классе
Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».
…Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».
Дидактические цели:
Закрепить знания основных формул электричества.
Развивать практические умения учащихся собирать электрические цепи, умения по полученным данным строить графики.
Способствовать подготовке учащихся к ГИА.
Применить элементы личностно – ориентированного подхода через деловую игру.
Использовать на уроке здоровье – сберегающие технологии.
Развивающая цель:
Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель:
Способствовать привитию культуры умственного труда.
Метод:
деловая игра «Аттестация специалистов научно – технической лаборатории»
Оборудование:
1. Компьютеры .
2. Мультимедийный проектор.
3. Презентация.
4. Оборудование для лабораторных работ по электричеству.
5. Дидактический материал на карточках.
Ход урока.
I этап. Создание мотивации у учащихся.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, в настоящее время в мире, в нашей стране происходят глобальные перемены в производстве. Упор делается на нано — и другие новейшие технологии. Но в высокотехнологичном производстве ставка делается на профессионалов, знающих, понимающих, умеющих отдаваться работе. Конечно, при приёме на работу будет проводиться собеседование, т.е. экзамен. В процессе работы специалисты должны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Я предлагаю вам пройти аттестацию специалистов, работающих в электротехнической лаборатории научно – производственного объединения.
Класс делится на три группы. В каждой группе выбираются научный руководитель (руководит работой всей группы, является докладчиком, помогает учителю проверять правильность выполненных заданий), лаборанты — проводят опыты, ассистент лаборанта — следит за временем (хронометрист), программисты — строят графики при помощи компьютера, секретарь — ведёт запись.
Сегодня вспомним всё о токах –
Заряженных частиц в потоках.
И про источники, про схемы,
И знаний формулы проблемы,
Учёных, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберём,
Мы с пользой время проведём.
II этап. Основной.
1. Теоретические задания
Величины, формулы, приборы.
Итак, наши аттестуемые должны показать теоретические знания (задания на слайдах и дублированы на карточках).
1.Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.
Физическая величина | |
А) электрометр Б) амперметр В) вольтметр | 1)электрический заряд 2)электрическое сопротивление 3)сила тока 4)электрическое напряжение 5)мощность электрического тока |
Ответ:
Б | В | |
|
|
|
2.Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ.
Единица величины | |
А) электрическое напряжение Б) электрическое сопротивление В) электрический заряд | 1) Кулон (1Кл) 2) Ватт (1Вт) 3) Ампер (1А) 4) Вольт (1В) 5) Ом (1Ом) |
Ответ:
Б | В | |
|
|
|
3.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти формулы определяются.
формула | |
|
|
А) электрическое сопротивление Б) удельное электрическое сопротивление В) сила тока | 1) q*U 2) R*S/l 3) U*I*t 4) U/I 5) q/t |
Ответ:
Б | В | |
|
|
|
4. Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 =r, включены последовательно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины при последовательном соединении проводников. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих проводниках.
формула | |
А) общее напряжение Б) сила тока в цепи В) общее сопротивление участка цепи | 1) U1 = U2 2) I1 = I2 3) U =U1+U2 4) R = r/2 5) R = 2r |
Ответ:
Б | В | |
|
|
|
5. Установите соответствие между физическими приборами и их схематическим изображением
Учитель и научные руководители проверяют ответы учащихся.
2.Практическая часть.
Учитель. При работе в нашей лаборатории важно не только знать теорию, но и уметь проводить эксперименты, оформять полученные результаты в виде графиков.
Я предлагаю вам экспериментальные задания.
Вам предстоит выбрать необходимые приборы для выполнения задания. А сейчас за работу!
В процессе выполнения задания учитель и научные руководители наблюдают за работой лаборантов, дают допуск для включения напряжения и оценивают правильность полученных результатов. Работа проводится в группах или в парах. По полученным результатам ученики строят графики при помощи компьютера, используя электронные таблицы.
Физкультминутка
III. этап
1. Живая электрическая цепь (Упражнения – энергизаторы)
Учитель. Уважаемые сотрудники, вы трудитесь в коллективе. Нам важно знать вашу совместимость, умение совместно работать в группе.
Предлагаю вам выполнить следующее задание:
1.Составить живую электрическую цепь последовательного соединения электрических лампочек, взявшись за руки. При этом необходимо измерить силу тока, напряжение на концах цепи. Что произойдёт, если вывернуть одну из лампочек? С чего начнём работу?
2.Составить живую электрическую цепь параллельного соединения электрических лампочек, взявшись за руки. При этом необходимо измерить общую силу тока, напряжение. Что произойдёт, если вывернуть одну из лампочек? С чего начнём работу?
3.Составить живую электрическую цепь смешанного соединения электрических лампочек, взявшись за руки. При этом необходимо измерить общую силу тока, напряжение. Что произойдёт, если вывернуть одну из лампочек? С чего начнём работу?
III. этап
Найди ошибки
Учитель. В работе иногда допускаются ошибки. Их надо исправлять. Посмотрим, как вы это умеете делать. (Работа в группе).
Задание для первой группы: Найдите и исправьте ошибки.
Задание для второй группы: На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке? Исправьте ошибки.
Задание для третьей группы: На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке? Исправьте ошибки
IV этап. Рефлексия.
Учитель. Ребята, наш урок заканчивается. Я хочу попросить вас оценить вашу работу на каждом этапе урока, заполнить таблицу.
Уровень моей работы на уроке при выполнении заданий | |||
высокий | средний | низкий | |
Теоретические |
|
|
|
Экспериментальные |
|
|
|
Живая электрическая цепь |
|
|
|
Найди ошибки |
|
|
|
V этап. Задание на дом.
Решить задачи № 1349, 1379, 1397 — задачник В.И.Лукашик