Урок-игра «Удивительное электричество»
Цели: обобщить, повторить, изученное по теме: «Электрические явления», закрепить
навыки решения задач; научить учащихся применять знания
в новой ситуации, развить коммуникативные способности.
Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается
всякий страх».
Ход урока
I Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в поход. Но движение по маршруту будет проходить необычно – в ходе выполнения различных конкурсов, по теме: «Электрические явления». Выполняя эти задания, мы повторим основные понятия, формулы, поупражняемся в решении задач, вспомним имена ученых. Каждый набранный бал будет свидетельствовать о «пройденном километре», а в конце урока посмотрим, кто же из вас окажется самым «выносливым», т.е. хорошо разбирающимся в теме «Электрические явления». Результаты прохождения маршрута будет фиксировать в маршрутном листке, который есть у каждого из вас. Запишите в него свою фамилию. Вы готовы?
Счастливого пути!
II Конкурсы.
Конкурс 1 «Разминка». (5 мин.)
Закончить фразу. Первый, правильно ответивший, получит бал.
Электризация – это …………………………….
Заряды одного вида ……………………………
Электроскоп – это ………………………………
Электрический ток — ………………………………
Формула закона Ома для участка цепи ………
Электрическое сопротивление зависит ………
Амперметр включается в цепь ………………..
Формула закона Джоуля – Ленца ……………..
Электрическое напряжение измеряется………
Электрический ток направлен…………………
Формула сопротивления проводника…………
Диэлектрики – это………………………………
Для включения вольтметра в цепь соблюдают
следующие правила…………………………….
Электрическое напряжение……………………
Единица силы тока……………………………..
Конкурс 2 «Попробуй угадай!» (10 мин.)
Учащимся предлагается угадать слово из высказываний учителя, правильно ответивший получает бал.
1 Это возникает: при игре в баскетбол, волейбол, при сидении на стуле, игре на музыкальных инструментах, при поглаживании собак и кошек, при листании книги, при движении автомобиля и т.п. Оно очень мало, его можно обнаружить электроскопом.
(Эл. заряд).
2 Как выглядит – неизвестно, масса и размер малы, подвижно, обитает внутри тел, иногда по воле человека вне тел. Местом работы является электроника, электроэнергетика, кое – какие явления в космосе. И, наконец, Дж. Томсон в 1897г пришел к выводу, что это существует в природе.
(Электрон).
3 Это физическое тело, сделанное из каучука с добавлением серы. Это тело способно притягивать к себе мелкие листочки бумаги. При электризации это тело заряжается отрицательно. Материал, из которого сделано тело не проводит электрические заряды.
(Эбонитовая палочка).
4 Это является химическим источником тока многоразового действия. Если это предварительно зарядить, то можно использовать в качестве самостоятельного источника тока. Это слово в переводе с латинского означает «собиратель» — устройство для накопление энергии с целью ее последующего использования.
(Аккумулятор).
Конкурс 3 «Кто кого!» (13 мин.)
Учащиеся должны решить как можно больше задач. Условия задач разного уровня записаны на карточках и выданы каждому ученику. Последняя задача (№3) оценивается тремя баллами. Первая – 1 балл, вторая задача – 2 балла.
Вариант №1
1 Определите силу тока, проходящего по медному проводу длинной 100 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм² при напряжении6,8 В, удельное сопротивление
P = 0,017 Ом * мм²/м ? (Отв.: I = 2A)
2 Из какого материала изготовлен провод длиной 1км и сечением 10 мм², если по нему идет ток 3А, а напряжение на концах провода 120В?
(Отв.: P = 0,4 Ом * мм²/м, никелин)
3 Масса 1 км контактного провода на пригородных железных дорогах составляет 890 кг. Каково сопротивление этого провода?
(Отв.: R = 0,17 Ом)
Конкурс №4 «Формулы! Единицы измерения!». (5 мин.)
Вставить пропущенные в формулах буквы. Выразить единицы измерения. Распечатанные карточки с таблицей есть на столе у каждого ученика.
Таблица.
И = А/* | I = */R | |
P = */t | Р = I* | P = I²* |
I = I1 = * | Q = I* | A = *q |
1г Вт = …Вт | 1M Bт = …Bт | 1к Bт = …Bт |
0,7 к Ом = …Ом | 1M Ом = …Ом | 1м Bт = …Bт |
Конкурс 5 «Отгадай фамилию!» (5 мин.)
Назвать ученого, фамилия которого состоит из пяти букв: первая – первая в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока (анод (А)), вторая – вторая в названии единицы сопротивления (Ом (М)); третья – третья в названии прибора для измерения силы тока (амперметр (П)); четвертая – четвертая в названии единицы силы тока (ампер (Е)); пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения (Вольтметр (Р)).
(Ответ: Ампер)
III Подведение итогов урока. Рефлексия. (7 мин.)
Подведение итогов урока, подсчет в маршрутном листке «пройденные километры», выставление оценок. Распечатанная карточка по рефлексии находится у каждого ученика.
С каким настроением ты работал?
Что тебе понравилось на уроке?
Какие затруднения возникли в ходе работы?
Твое отношение к уроку, проведенному в такой форме?
IV Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: «Электрические явления», ключевое слово кроссворда – электричество. Кроссворд должен содержать 10 слов и 10 вопросов к ним.
Приложение
Маршрутный лист
Фамилия, имя __________________________________
Класс _________________
Конкурс 2 «Попробуй угадать» | Конкурс 3 «Кто кого» | Конкурс 4 «Формулы» | Конкурс 5 «Отгадай фамилию» | Всего баллов | |
|
|
|
|
|
|