урок по физике в 9 классе на тему «Отражение звука. Эхо»



























Урок физики в 9 классе.


( физика и поэзия)



Цели и задачи: Познакомить учащихся с образованием эха, с его использованием и применением в животном мире; показать красоту этого явления природы и отражение в поэзии. Прививать учащимся понимание прекрасного и развивать мировоззренческие принципы.



  1. Проверка домашнего задания.


Теоретический опрос по материалу пар. 37-38., карточки с заданием 4 учащимся. ( прилагаются).



  1. Объяснение нового материала.


На доске написано стихотворение :


Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг…

А.С.ПУШКИН.


Эти стихотворные строки описывают интересное физическое явление – эхо. Все мы знакомы с ним. Мы слышим эхо, находясь на лесной поляне, в ущелье, плывя по реке между высоких берегов, путешествуя высоко в горах.

Его физическая природа хорошо известна – оно возникает в результате отражения волн от каких-либо препятствий.

У древних греков была лесная нимфа Эхо. Послушаем о ней одну из легенд.


  • Сообщение: легенда о нимфе Эхо -.



Этот образ иногда веселый, а иногда грустный, можно встретить в стихотворениях поэтов различных эпох.


Римский поэт 4 века Децима Магна Авсоний писал:


В ваших ушах я, Эхо, живу, проходящая всюду,

Хочешь меня написать – голос возьми напиши.


А.А.Фет:


Та же птичка, что певала,

Ночью песнь свою поет,

Но та песнь грустнее стала,

Радость на сердце нейдет.

Эхо тихо простонало:

Да, нейдет…

Образ нимфы Эхо встречается в одном из стихотворений А.А.Блока:


Листва кружевная!

Осеннее злато!

Зову – и трикраты

Мне издали звонко

Ответствует нимфа, ответствует Эхо …



Современный читатель, знающий об отражении звука от препятствий, обычно не видит здесь ничего удивительного. По его мнению, нимфа Эхо может представлять интерес лишь для поэтов. На самом же деле в явлении эха немало удивительного. Замечали ли вы, сколь разным может быть эхо? Вы стоите на лесной полянке и аукаете; в ответ вы слышите громкое эхо. Вы повернулись в другую сторону и эхо стало тише. А вот вы еще раз повернулись — и теперь явственно можете слышать не одно, а два эха: одно громче другого. Большое впечатление производит многократное эхо. Такое эхо встречается часто в скалистых местностях, горных районах, в каменных замках.

В Олимпии (Греция) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик Эхо». В нем эхо повторяется 5-7 раз. В Сибири, нга реке Лене, севернее Киренска есть удивительное место. Рельеф скалистых берегов там таков, что эхо гудков идущих по реке теплоходов может повторяться до 10 и даже 20 раз. Такое эхо подчас воспринимается, как постепенно затухающий звук, а иногда, как звук, порхающий с различных направлений. Многократное эхо можно слышать так же в горах Алтая на Телецком озере.

В зависимости от рельефа местности, места и ориентации наблюдателя, погодных условий, времени года, суток, эхо изменяет свою громкость, тембр, длительность, меняет число повторений. Кроме того может измениться и частота звукового отклика.

Мы живем в мире звуков. Везде – в окружающем нас воздухе, в воде, в земле – распространяются различные по частоте, громкости, тембру звуковые волны.

Рассмотрим звуковую волну в воздухе. Она представляет собой регулярно чередующиеся сжатия и разрежения среды, распространяющиеся от источника звука. (см. рис.)

Такие волны продольные.

Источники звука необычайно многообразны.


  • Сообщение о природных источниках звуков —



(см. рис. «Образование эха».)


Условия, при которых образуется эхо:

  1. промежуток времени между воздействием на ушную перепонку произнесенного и отраженного звука должен составлять не менее

1/15 с;

  1. малое количество поглощающих звук предметов;

  2. действие рупора – образование узконаправленного пучка, за счет чего мощность звука увеличивается, и он распространяется на большее расстояние.


  1. Решение задач.


1. В поле звук распространяется на значительно болеьшее расстояние, чем в лесу. Почему?


2. Почему даже на открытой местности, где нет препятствий для распространения звуковых волн, звук становится все слабее по мере удаления от источника его создающего?


3. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте h=1км принял сигнал, отраженный от поверхности Венеры, через 8с после излучения?


  1. Расстояние до преграды, отражающей звук5, 136м. Через сколько времени человек услышал эхо?



  1. Итог урока. Домашнее задание: пар.39; Р.№ 442-444.



























































ЛЕГЕНДА О НИМФЕ ЭХО.




У древних греков была лесная нимфа Эхо.

По одной из легенд, она влюбилась в прекрасного юношу Нарцисса. Но тот не обращал никакого внимания на нимфу, он был всецело занят тем, что без конца глядел в воду, любуясь своим отражением. Бедная нимфа от горя окаменела, от нее остался лишь голос, который мог повторять только окончания произнесенных поблизости слов.


Согласно другой легенде, нимфа Эхо была наказана Герой – супругой всемогущего Зевса. Дело в том, что Эхо пыталась своими речами отвлечь внимание Геры от Зевса, который в это время ухаживал за другими нимфами. Заметив это, Гера разгневалась и сделала так, чтобы Эхо не могла говорить, когда другие молчат, и не могла молчать, когда другие говорят.



Свежие документы:  Сценарий мероприятия последний звонок "Ералаш школьной жизни 2010" 5-9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: