Урок по теме: «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Тема: « Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»


Цели урока:

Образовательная — способствовать усвоению учащимися темы «КПД механизма», научиться экспериментально определять КПД.

Воспитательная — способствовать воспитанию у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому, творческому труду, способствовать формированию положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.

Развивающая — содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.

Здоровьесберегающие:

Соблю­дать правила техники безопасности.

Организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.




 


Приборы и материалы: доска, имеющая шероховатую и отшлифованную стороны, динамометр, измерительная лента и линейка, деревянный брусок (с одной стороны отшлифован, с другой шероховатый).

 








Ход и содержание урока


I.Организационный момент.


Здравствуйте, ребята.

Кто сегодня дежурный?

Кого нет в классе?

Дежурный звук.


Мотивация учащихся













Каждая группа при ответе зарабатывает балл.

Слайд № 2. Научно-исследовательская лаборатория.

В ней проводятся разные эксперименты, проверяются гипотезы, вычисляются по формулам физические величины.

Ребята , а вы любите выполнять опыты?

Я вам предлагаю поработать сегодня в такой лаборатории и заняться исследованиями.

Что такое исследование?

Слайд № 3. Исследование – это поиск новых знаний, изучение явления или предмета.

( работать будем в группах)

Но чтобы начать работу мы должны повторить все ,что знаем.

Затем выполним лабораторную работу.

III.Актуализация опорных знаний.


Назовите физические величины.

Запишите формулу. А =

F = , N = , Ƞ =

Ответьте на вопросы:

1.Назовите два условия выполнения работы.

Слайд № 4.

2. Что изображено на слайде?

3.Как называются блок, рычаг, наклонная плоскость?

4. Для чего нужны простые механизмы?

Слайд № 5.

5.Что называется Ап? АЗ ?

Слайд № 6.

6.Что можно сказать о Ап и АЗ — в идеальных условиях, на практике?

Слайд 7.

7. Что называется КПД?

8. Что это за прибор? (динамометр)

9.Что измеряет динамометр?

10. Что измеряют линейкой?



IV. Лабораторная работа.

У каждой группы своё задание.

1группа – наклонная плоскость с гладкой поверхностью.

2 группа – с шероховатой поверхностью.

3 группа – большой угол наклона доски.



Учащиеся выполняют работу. Учитель проводит индивидуальную консультацию, если возникают затруднения.







































На доске таблица 1.




















Цель работы:

  1. вычислить КПД предложенной наклонной плоскости и сделать вывод о его значении;

  2. убедиться на опыте в том, что Ап < Аз.

Задания:

1.     Определите КПД при подъёме бруска по наклонной плоскости.

2.     Исследовать, зависит ли КПД от угла наклона доски (наклонной плоскости).

3.     Исследовать, зависит ли КПД от степени обработки поверхности (наклонной плоскости и бруска).

Ход работы:

  1. Соберите установку как показано на рисунке.



  1. Измерьте высоту и длину наклонной плоскости.

  2. Определите с помощью динамометра силу тяжести бруска F1.

  3. Положите брусок на доску , прикрепив к нему динамометр. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной

Измерьте силу тяги бруска F2.

5.Вычислите полезную работу по формуле Aп =F1S, Аз = F2h

6. Определите КПД по формуле: Ƞ =

7.Результаты измерений запишите в таблицу.

Вывод: В результате выполнения опытов я убедился, что Aп < Аз, КПД больше у наклонной плоскости с гладкой поверхностью и меньшим углом наклона.






V.Физкультминутка


VI. Закрепление темы

Вопросы

  1. Почему полезная работа всегда меньше полной работы?

  2. Как можно увеличить КПД?


VII. Домашнее задание



Подготовить сообщение о разновидностях наклонной плоскости «Винт» , «Клин».

VII. Итоги урока. Молодцы ребята! Все справились с заданием.
































Таблица1.


Ап

АЗ

Ƞ

1

Гладкая поверхность




2

Неровная поверхность




3

Угол наклона маленький




4

Угол наклона большой






7



Свежие документы:  УРОК В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЮНГА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: