Тема: « Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Цели урока:
Образовательная — способствовать усвоению учащимися темы «КПД механизма», научиться экспериментально определять КПД.
Воспитательная — способствовать воспитанию у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому, творческому труду, способствовать формированию положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.
Развивающая — содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.
Здоровьесберегающие:
Соблюдать правила техники безопасности.
Организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.
Приборы и материалы: доска, имеющая шероховатую и отшлифованную стороны, динамометр, измерительная лента и линейка, деревянный брусок (с одной стороны отшлифован, с другой шероховатый).
I.Организационный момент.
| Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кого нет в классе? Дежурный звук.
|
Мотивация учащихся Каждая группа при ответе зарабатывает балл. | Слайд № 2. Научно-исследовательская лаборатория. В ней проводятся разные эксперименты, проверяются гипотезы, вычисляются по формулам физические величины. Ребята , а вы любите выполнять опыты? Я вам предлагаю поработать сегодня в такой лаборатории и заняться исследованиями. Что такое исследование? Слайд № 3. Исследование – это поиск новых знаний, изучение явления или предмета. ( работать будем в группах) Но чтобы начать работу мы должны повторить все ,что знаем. Затем выполним лабораторную работу. |
III.Актуализация опорных знаний.
| Назовите физические величины. Запишите формулу. А = F = , N = , Ƞ = Ответьте на вопросы: 1.Назовите два условия выполнения работы. Слайд № 4. 2. Что изображено на слайде? 3.Как называются блок, рычаг, наклонная плоскость? 4. Для чего нужны простые механизмы? Слайд № 5. 5.Что называется Ап? АЗ ? Слайд № 6. 6.Что можно сказать о Ап и АЗ — в идеальных условиях, на практике? Слайд 7. 7. Что называется КПД? 8. Что это за прибор? (динамометр) 9.Что измеряет динамометр? 10. Что измеряют линейкой? |
IV. Лабораторная работа. У каждой группы своё задание. 1группа – наклонная плоскость с гладкой поверхностью. 2 группа – с шероховатой поверхностью. 3 группа – большой угол наклона доски.
Учащиеся выполняют работу. Учитель проводит индивидуальную консультацию, если возникают затруднения.
На доске таблица 1.
| Цель работы:
Задания: 1. Определите КПД при подъёме бруска по наклонной плоскости. 2. Исследовать, зависит ли КПД от угла наклона доски (наклонной плоскости). 3. Исследовать, зависит ли КПД от степени обработки поверхности (наклонной плоскости и бруска). Ход работы:
Измерьте силу тяги бруска F2. 5.Вычислите полезную работу по формуле Aп =F1S, Аз = F2h 6. Определите КПД по формуле: Ƞ = 7.Результаты измерений запишите в таблицу. Вывод: В результате выполнения опытов я убедился, что Aп < Аз, КПД больше у наклонной плоскости с гладкой поверхностью и меньшим углом наклона.
|
V.Физкультминутка | |
VI. Закрепление темы | Вопросы
|
VII. Домашнее задание | Подготовить сообщение о разновидностях наклонной плоскости «Винт» , «Клин». |
VII. Итоги урока. Молодцы ребята! Все справились с заданием.
| |
Таблица1.
| Ап | АЗ | Ƞ | |
1 | Гладкая поверхность |
|
|
|
2 | Неровная поверхность |
|
|
|
3 | Угол наклона маленький |
|
|
|
4 | Угол наклона большой |
|
|
|
7