Урок по теме «Решение задач на нахождение сопротивления проводника, силы тока и напряжения»

«Решение задач на нахождение сопротивления

проводника, силы тока и напряжения».

Ф.И.О. Манаева Юлия Александровна

Должность: учитель физики и математики

Учреждение: МОУ Мирновская СОШ, п.Мирный Камешковского района Владимирской области


Цель урока: Получить практические навыки решения задач, повторить основной программный материал, расширить кругозор учащихся, развить познавательную активность.

Задачи урока:

Образовательная: Сформировать практические навыки и умения решать задачи, обобщить знания по теме сила тока, напряжение, сопротивление проводника.

Воспитательная: создание познавательного отношения к изучаемой теме, формировать

навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; продолжить работу по развитию внимания учащихся, умения правильно оформлять задачи: приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски; к доброжелательному общению, взаимопомощи.

Развивающая: расширить кругозор учащихся, продолжать учиться анализировать условие задачи, продолжать развивать монологическую речь с
использованием физических терминов, учить применять знания в новой ситуации, Продолжить работу по развитию умения логически и творчески мыслить.

Тип урока: урок закрепления и усовершенствования знаний.

Учитель.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется: «Электричество!»

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И не забудем мы про напряжение.


Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?


Ученики. Электричеству.

Ученик. Напряжению, силе тока, сопротивлению.

Ученик. Решению задач.

Учитель. И так, тема нашего урока «решение задач на нахождение сопротивления проводника, силы тока и напряжения».

Учитель. Кто мне скажет, какова цель нашего урока?

Ученики. Научится решать задачи.

Учитель. Тогда приступим к решению задач…вот только мне кажется, что мы что-то забыли с вами сделать, но что, никак не могу вспомнить…подскажите мне.

Ученики. Перед тем как решать задачи нужно повторить теоретический материал.

Учитель. Тогда приступим к повторению.

Скажите, что такое сила тока?

Ученик. Сила тока это скалярная физическая величина численно равная отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.

Учитель. В каких величинах измеряется сила тока?

Ученик. В Амперах.

Учитель. От чего зависит электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника?

Ученик. От силы тока и времени его прохождения.

Учитель. Что характеризует напряжение?

Ученик. напряжение – это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.

Учитель. Дайте определение напряжения.

Ученик. напряжение – это скалярная физическая величина, показывающая какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Учитель. Как рассчитать напряжение.

Ученик. Напряжение равно отношению работы электрического поля по перемещению заряда к величине перемещаемого заряда на участке цепи.

Свежие документы:  Конспект урока по физике "Направление тока и направление линий его магнитного поля"

Учитель. Назовите единицу напряжения.

Ученик. Вольт.

Учитель. Что называют электрическим сопротивлением?

Ученик. Электрическое сопротивление – это скалярная физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать протеканию электрического тока в этом проводнике, и численно равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, проходящего через проводник.

Учитель. От чего зависит сопротивление проводника?

Ученик. От его длины, площади поперечного сечения и материала из которого он изготовлен.

Учитель. А как рассчитать сопротивление проводника?

Ученик. Сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от материала, из которого он изготовлен.

Учитель. Какую величину принимают за единицу сопротивления?

Ученик. Ом.

Учитель. Я прошу трёх желающих выйти к доске и записать формулы для расчёта силы тока, сопротивления и напряжения.

Ученики.



Учитель. Молодцы. Я вижу, что вы готовы приступить к решению задач, так что запускайте свой «вечный думатель» и вперед!

Учитель. Для начала вспомним в какой системе единиц мы решаем все задачи.

Ученик. В СИ.

Учитель. Верно, в интернациональной системе единиц. Сейчас я выдам каждому листочки на которых будут написаны некоторые единицы измерения. Переведите их в систему СИ. На выполнения задания вам даётся 2 минуты.


200 мА=?; 4 кВ = ?; 345 мкКл = ?

0,02 мА = ?; 2,7 кВ = ?; 345 мКл = ?

10 мин = ?; 3,4 МДж = ?; 0,3 ч = ?

Учитель. Быстренько проверим задание. Говорите по очереди.

Ученики:


Учитель. В древнем эстонском эпосе «Калевипоэг» можно найти такие строки:

Разыгралась ширь морская,

Гребни с грохотом вздымая.

Эйке-гром в телеге медной

Прогремел мостом железным,

На скаку огонь метал он,

Искры сыпал, пролетая.

Налетел и старый Пикне,

Грохотал он, наступая;

Бросил что-то он на землю.

Тут, карателей заслышав,

Духи зла перепугались,

Со всех ног они от Пикне

Улепетывали в море…

Чего же испугались злые духи?


Ученик. Молнии.

Учитель. Совершенно верно, молнии.

Известно, что средняя длительность разряда молнии 0,2 мс. Типичная сила тока 20кА. Определите заряд, протекающий при разряде.

Учитель. Скажите, о каком явлении идёт речь в задаче?

Ученик. О грозовом разряде.

Ученик. О молнии.

Учитель. Хорошо. Перед тем как приступить к решению, давайте ещё раз уясним для себя, что нам известно в задаче и что нужно найти.

Ученик. Нам известно время разряда, сила тока.

Ученик. Нам нужно найти заряд, протекающий при разряде, то есть за 0,2 мс.

Учитель. Запишем дано задачи.


Дано:

I = 20 кА

t = 0,2 мс

q -?

Учитель. Нужно ли нам что-то переводить в систему СИ?

Ученики. Да, силу тока и время.

Учитель. Переведите и продиктуйте мне.

Ученик. 20 кА=20А, 0,2 мс = 0,2с

Учитель.

Дано: СИ Решение:

I = 20 кА=20А

Свежие документы:  ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ, РАЗВИВАЮЩЕЕ УЧЕНИКА.

t = 0,2 мс=0,2с

q -?





Учитель. Чему равен заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за время t?

Ученик. Заряд прямо пропорционален произведению силы тока и времени прохождения этого заряда через проводник.


Учитель:



Дано: СИ Решение:

I = 20 кА=20А заряд, проходящий через поперечное

t = 0,2 мс=0,2с сечение проводника за время t равен:

q -? q=It

подставим численные значения


q=200,2=4 (Кл)


проверим размерность:


[q] = Ac = Кл

Ответ: заряд, протекающий при разряде молнии

равен 4 (Кл).


Учитель. Мы справились с этой задачей. Вот ещё одна.

«На Большой Пушкинской Ипполита Матвеевича удивили никогда не виданные им в Старгороде рельсы и трамвайные столбы с проводами. Ипполит Матвеевич не читал газет и не знал, что к Первому мая в Старгороде собираются открыть две трамвайные линии» (И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев).

Какую работу совершают двигатели трамвая за 10 минут, если сила тока двигателя 70 А, а напряжение в контактной сети 600 В?

Учитель. Я прошу желающего к доске.

Учитель. С чего начнём?

Ученик. выясним что известно в задаче и что нужно найти и что рассматривается в задаче.

Учитель. Хорошо.

Ученик. В задаче реч идёт о работе, совершаемой двигателем. Нам известна сила тока двигателя, время которое работал двигатель, напряжение. Нам нужно найти работу двигателя за 10 минут.

Запишем дано и переведём необходимпые величины в СИ.



Дано: СИ Решение:

I = 70 А Учитель: как мы можем определить работу?

t =10мин = 600 с Ученик: мы знаем, что напряжение равно

U= 600 В отношению работы электрического поля

А — ? по перемещению заряда к величине этого заряда

Учитель: хорошо, что дальше?

Ученик: выразим отсюда работу



Учитель: можем ли мы сейчас рассчитать работу?

Ученик: нет.

Учитель: а почему?

Ученик: нам неизвестен заряд. Протекающий через двигатель за 10 минут.

Учитель: а можем ли мы его найти?

Ученик: да.

Учитель: Как?

Ученик: мы знаем силу тока двигателя, время его работы и можем посчитать заряд:



q=It

Учитель: тогда как будет выглядеть расчётная формула работы?

Ученик:


Подставим численные значения

Учитель: переведи пожалуйста в мега джоули.

Ученик: 25,2 МДж.

Учитель: что ещё нам нужно сделать?

Ученик: проверить размерность

[А] = ВАс= ВКл = Дж

Учитель: осталось записать ответ.

Ученик:

Ответ: работа двигателя равна 25,2 МДж.


Учитель: Молодец, присаживайся.

Учитель. Переходим к следующей задаче.

Определите сопротивление платиновой проволочки длиной l = 0,10 м и площадью поперечного сечения S = 1,0 мм2. Есть желающие решить эту задачу у доски?

(выходит ученик)

Учитель. С чего начнём решение задачи?

Ученик. Выясним что известно в задаче и что нужно найти.

Ученик. В задачи задана длина проволоки, площадь её сечения, нужно найти сопротивление проволочки.

Учитель. Прослушай внимательно ещё раз задачу. Может быть мы отметили не все известные величины?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Влияние алкоголя на организм человека"

Определите сопротивление платиновой проволочки длиной l = 0,10 м и площадью поперечного сечения S = 1,0 мм2.

Учитель. Известен ли нам материал из которого изготовлена проволочка?

Ученик. да – платина.

Учитель. Значит пользуясь таблицей мы можем найти удельное сопротивление платины. Открываем таблицу и смотрим. Чему оно равно?

Ученики. 0,10 (Ом*мм2 )/м.

Ученик. Запишем дано.








Дано: СИ Решение:

S = 1,0 мм2 Учитель: что нам нужно найти?

l = 0,10 м ученик: сопротивление проводника

ρ = 0,10 (Ом*мм2 )/м учитель: как мы можем это сделать?

Ученик: Сопротивление проводника

R — ? прямо пропорционально длине проводника,


обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от материала, из которого он изготовлен:

Учитель: всё ли нам известно для расчёта?

Ученик: да.

Подставим численные значения:


Ответ: сопротивление проволочки R=

Учитель:Хорошо, садись.

А теперь прослушайте задачи для самостоятельного решения. Условия этих задач я раздала каждому на парту.

Задача№1

Грозы возникают, когда тёплый и влажный воздух очень быстро поднимаются вверх и формирует огромное кучево-дождевые облака. Внутри этих облаков кристаллики и капельки воды находятся в вихревом движении. Взаимодействуя, они получают слабый электрический заряд. Постепенно эти заряды увеличиваются, пока не произойдёт гигантский искровой разряд между соседними облаками или между облаком и землёй, и обратно. Этот яркий разряд называется молнией.

Длительность отдельных зарядов молнии 50-100 мкс. Количество электричества, протекающего по каналу молнии около 20 Кл. Какова при этом сила тока?

Задача№2

Определите удельное сопротивление материала, если провод длиной l =0,50м с площадью поперечного сечения S = 0,10 мм2 имеет электрическое сопротивление R = 2,5 Ом.

Задача№3

Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Задача№4

Какова сила тока в лампочке велосипедного фонарика, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии?


Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок. Как вы сами оцениваете свою работу?

Ученики: хорошо!

Учитель. Скажите, вы что-нибудь узнали для себя нового, что вам дал этот урок?

Ученик. (Вася) я узнал много интересных фактов про молнию, про то как образуются облака и молния.

Ученик.(Катя) Я научилась решать задачи на напряжение, сопротивление и силу тока, на этом уроке мы закрепили полученные знания о этих величинах на практике.

Учитель. Я рада, что урок принёс многим из вас пользу. За вашу работу на уроке я выставлю оценки. Не забудьте сдать листочки с самостоятельно решёнными вами задачами. Кто не успел всё сделать, могут принести мне задания завтра с утра.

До свидания, всем спасибо за урок.

Литература:

Физика. 8 класс. Дидактические материалы.   Марон А.Е., Марон Е.А.

Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля.  Семке А.И.

Физика 8. Экспериментальный учебник. Часть 2.  Филатов Е.Н.

Часть 2. Электрические явления.




12


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: