Урока на тему «Расчет сопротивления проводника»
Физика.8 класс.УМК А.В.Перышкина.
Учитель: Т.В.Милостивенко
Образовательная цель: закрепить знания учащихся об электрическом сопротивлении проводников как физической величине, путем анализа опытных данных, сделать вывод о зависимости сопротивления от длины проводника, площади поперечного сечения проводника и материала, из которого изготовлен проводник
Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся по усвоению следующих видов деятельности: формулирование и экспериментальное подтверждение зависимости сопротивления проводника от его длины, площади сечения и материала, из которого он изготовлен.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация “Расчет сопротивления проводников”, диск “Школьный физический эксперимент”, источник тока, амперметр, вольтметр, резисторы различного поперечного сечения и удельного сопротивления, соединительные провода.
Ход урока
Действия (ответы) учащихся | |
Актуализация знаний и действий | |
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, какие величины характеризуют протекание электрического тока в цепи. Перечислите их. | Сила тока – физическая величина, характеризующая интенсивность протекание электрического тока в цепи. Напряжение — физическая величина, характеризующая электрическое поле, под действием которого движутся заряженные частицы, создавая электрический ток. |
Как связаны между собой эти величины? | Сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи. |
Какой закон мы «открыли» на прошлом уроке, устанавливающий эту взаимосвязь?
| Закон Ома для участка цепи. |
Проведя ряд опытов, мы выяснили, что сила тока может меняться в проводнике, даже если напряжение остается постоянным. От чего это зависит? | Мы предположили, что сила тока в цепи зависит от свойств проводников, и объясняли это тем, что разные проводники оказывают разное противодействие току, т.е. оказывают сопротивление. Сопротивление обозначается буквой R. В системе СИ единицей измерения сопротивления является Ом, в честь Георга Ома, немецкого учёного, который впервые ввёл это понятие в физику. За единицу сопротивления принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1В сила тока равна 1А.
|
В чем причина сопротивления? | В действительности электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решётки металла. При этом замедляется упорядоченное движение электронов и сквозь поперечное сечение проводника проходит за 1 с меньше их число. Соответственно и переносимый электронами за 1 с заряд, т.е. уменьшается сила тока. Таким образом, каждый проводник как бы противодействует электрическому току, оказывает ему сопротивление. Вывод: причина сопротивления – взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решётки.
|
Мотивационный этап | |
Как вы думаете, от каких свойств проводника зависит сопротивление? | Учащиеся предлагают различные свойства, в том числе длину, площадь поперечного сечения, материал проводника. Иногда одним из свойств предлагают форму проводника. |
Как это можно проверить? | Взять разные проводники, подключить их в электрическую цепь, состоящую из источника тока, реостата, снять показания вольтметра, амперметра, рассчитать сопротивление, проанализировать и сделать выводы. |
Организация деятельности учащихся по определению зависимости сопротивления от свойств проводника | |
Давайте попробуем это сделать – решить данную ПЗ экспериментальным методом (приборы находятся на партах, в том числе и панель с разными проводниками). Разделимся на группы: первая группа собирает цепь по предложенной вами схеме и определяет, зависит ли сопротивление от длины проводника; вторая группа – от площади поперечного сечения, третья группа – от материала, четвертая группа – от формы. |
Учащиеся собирают установку, производят необходимые измерения, записывают показания приборов в тетрадь Рассчитывают сопротивление. |
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. | Первая группа: Включили в цепь проволоки из одинакового материала, одинаковой площадью поперечного сечения, но разной длины. Записали показания приборов: I1 = 1 A, I2 = 2 А, U1= 2 В, U2= 2 В. Рассчитали: R1=2Ом, R2= 1 Ом. В первом случае проволока была длиннее. |
Какой вывод мы можем с вами сделать? | Чем длиннее проводник, тем больше его сопротивление. |
Определите, какая это зависимость. Что нужно сделать? | Проведем еще ряд опытов, меняя длину проводника. |
Что получилось у второй группы? | Вторая группа: Из двух одинаковых медных проволок одинаковой длины большее сопротивление имеет проволока с меньшим поперечным сечением. |
Проведите еще ряд опытов, определите, какая получилась зависимость. | Проводят дополнительные опыты, делают выводы. |
Какой вывод сделает третья группа? | Третья группа: Никелированная и медная проволоки одинаковой площадью поперечного сечения и длины имеют разное сопротивление. |
А четвертая группа? | Четвертая группа: Включили в цепь проволоки из одинакового материала, одинаковой площадью поперечного сечения, длины, сняли показания приборов, а затем свернули проволоку в спираль, и опять сняли показания приборов. Сопротивление не изменилось. |
Какой вывод можно сделать? | От формы проводника сопротивление не зависит. |
Если первая и вторая группа закончили измерения, то постройте на доске графики зависимости сопротивления от длины проводника и площади поперечного сечения. | Учащиеся строят графики. Вместе с учителем делают вывод: сопротивление прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его поперечного сечения. А так зависит от материала проводника. |
Запишем формулу для расчёта сопротивления проводника: | |
Где ρ – удельное сопротивление вещества. | |
Каков физический смысл данной величины? | Физический смысл удельного сопротивления: сопротивление однородного куска проводника длиной 1 м и площадью токоведущего сечения 1 мм2. |
Определите единицу измерения данной величины. | Единица измерения (СИ): 1 Ом*мм2/м или 1 Ом*м. |
Поскольку R металлов зависит от температуры (R увеличивается при повышении температуры), то в таблице приводятся значения при 20 °С. Давайте выясним какие вещества хорошо проводят электрический ток | Лучшие проводники электричества: серебро, медь. |
Как вы это определили? | При одинаковой длине и площади поперечного сечения у них самое маленькое удельное сопротивление. |
Закрепление материала урока | |
Выполнение интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки в парах | Выполняют самостоятельно задания с использованием инструментов ИКТ и осуществляют взаимопроверку. Выбирают основания и критерия для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. |
Домашнее задание | |
1.При устройстве молниеотвода использовали стальной провод сечением 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление. 2.Ртуть заполняет стеклянную трубку с внутренним сечением 1 мм2 и имеет сопротивление 2 Ом. Вычислите длину столбика ртути. 3.Какое напряжение нужно приложить к свинцовой проволоке длиной 2 м, чтобы сила тока в проволоке равнялась 2 А? Площадь поперечного сечения проволоки 0,3 мм2. | Записывают домашнее задание, слушают коментарии учителя. |
Рефлексия (Подведение итогов урока) | |
Продолжите, пожалуйста, фразу:
— Сегодня на уроке я узнал …
— Сегодня на уроке я познакомился … | Учащиеся отвечают |