Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов
«Путешествие в страну Физландию»
Мельниченко Ирина Васильевна
учитель физики
Цель: формирование познавательного интереса к изучению физики;
развитие мышления, наблюдательности, умения проводить анализ увиденного явления;
воспитание культуры общения.
Форма: викторина
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный стол, оборудование для демонстраций опытов.
План:
Организационный момент
Викторина
Подведение итогов
В зал приглашаются учащиеся 6 класса.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир физики.
А помогать мне будут ребята, из 7-8 класса, которые неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах по физике, это — Зотова Дарина, Положенцева Юлия, Воропаева Екатерина, Олейникова Полина, Фошин Иван. Они будут следить за ходом нашей викторины и помогут подвести итог в конце работы.
Вам предстоит узнать много интересного и нового на уроках физики. Но что же это за наука? Итак, я приглашаю вас в волшебное царство – государство «Физландию»
(звучит музыка слайд1)
Но как же нам пройти в это царство? Необходимо открыть врата, а для этого надо получить код доступа, выполнив 1 задание «Что изучает физика?» (слайд 2)
Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, и теперь вы знаете, чем будете заниматься на уроках физики: изучать явления природы.
Но кто же будет нам помогать в изучении этой нелёгкой науки? Давайте посмотрим (слайд 3)
И с этим заданием, вы прекрасно справились, молодцы.
А как же мы будем изучать явления природы? Основной метод это наблюдение и опыт, на основе чего учёные формулируют законы. Мои помощники продемонстрируют вам несколько опытов, а вы попытайтесь объяснить их суть.
И с этим заданием вы справились, молодцы! Вы доказали что уже готовы к встрече с этой замечательной наукой, поэтому ей слово.
Выходит царица Физландии – Альфамида и читает грамоту:
«Я, Альфамида, повелительница великого царства Физландии, открываю вам путь в новые неизведанные миры. И дарю вам сию Грамоту как исконный ключ ко всем Наукам.
ВсеЯСветная Грамота — это огромная система знаний обо всём мире! Это Ключ ко всем Наукам Земли. Грамота сия вписана в просторах Вселенной, во всех уголках живого мироздания на Земле, в сознании человека.
Известно, что история людской цивилизации насчитывает около 40 миллионов лет. Зная Грамоту, можно осознанно задействовать свой мозг на 100% и более. Так обретите же эти способности и направьте их на торжество разума и науки, неся свет познаний для всего человечества, на благо мира и добра!»
Ведущий:
Спасибо, Альфамида! Мы будем рады встретиться с тобой в следующем году, и нести твой наказ с гордостью и честью.
Итак, мы подводим итог нашей викторины, слово предоставляется Олейниковой Полине.
До новых встреч ребята, до свидания.
Опыт 1 «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь свечу, разместить её на тарелке, накрыв стаканом.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 3 «Несгораемый платок», проводит учитель
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.
Опыт 4 «Несгораемая нитка»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить, вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.
Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.
Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.
Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.
Опыт 5 «Вода кипит в бумажной кастрюле»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.
Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.
Можно ли кипятить воду в этой кастрюле?
Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.
Опыт 6 «Загадочное яйцо»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, яйцо.
Проведение: Поместим одно и то же яйцо в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде яйцо тонет, а в другом плавает. Объясните загадку.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и яйца примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности яйца, поэтому оно тонет в воде.
Литература:
Анимационные картинки https://vasilenko.ucoz.ru/photo/4
Картинки на тему «физика» https://www.google.ru/
Занимательные опыты по физике https://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty