Внеклассное мероприятие по физике для 10 класса «Физический ринг»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Майгаза









ФИЗИЧЕСКИЙ РИНГ


(ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА)


9 — 10 классы












Подготовила учитель физики

Пудваль Марина Ивановна








2014 г


«Физический ринг»

В игре принимают участие две команды.

Ведущий: Начинаем наш физический ринг. В игре принимают участие две команды. Команда «Ядро» 9 класса, команда «Электрон» 10 класса.



Ведущий: а мы начинаем I раунд.


Все великие открытия в физике были сделаны великими людьми. За две минуты вы должны будете написать фамилии учёных – физиков, о которых шла речь в курсе физики. Листочки сдаём жюри.



Сейчас каждая команда получит список из 20 названий физических величин; нужно за 2 минуты написать буквенные обозначения всех величин и единицы их измерения в системе СИ.


время, расстояние, масса, сила тока, напряжение, сопротивление, ускорение, скорость, площадь, объем,



Итак, первый раунд физического ринга окончен. Слово предоставляется жюри (жюри подводит итог и объявляет победителя I раунда).


Поздравляем победителей первого раунда, но радоваться ещё рано, потому что впереди II раунд.


В ходе II раунда мы вспомним, как А.С.Пушкин видел и описывал природные явления. Прослушав отрывки из его стихотворений, вы должны постараться отгадать, о чём с точки зрения физики в них рассказывается.

Вопрос команде «Ядро» … Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

О каком явлении эти строки? (Солнце)

Вопрос команде «Электрон». Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлёшь ответ…

О каком явлении эти строки? (Эхо)

Вопрос команде «Ядро». И вот визжит замок заржавый,

Визжит предательская дверь…

Что за явление описано в этих строках? (Трение)

Вопрос команде «Электрон». Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

Какие явления описаны в этих строках? (Плавление и отвердевание)

Второе задание II раунда. Вы должны ответить на вопросы

  1. Почему чернильные, жирные пятна легче удалить сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии?(ответ: из-за явления диффузии: молекулы чернил проникают между молекулами твердого тела)

  2. Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения? (ответ: чтобы силы притяжения стали действовать между молекулами чашки надо приблизить осколки на расстояние сравнимое с размерами молекул)

  3. Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое? (ответ: архимедова сила в этом случае равна нулю)

  4. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (ответ: холодная. С горячего хлеба происходит интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)

  5. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? [4](ответ: металл обладает хорошей теплопроводностью и быстрее забирает тепло от человеческой руки, чем карандаш)

  6. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры? [4](ответ: внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды при одинаковой температуре)

  7. Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (ответ: Если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика.)

  8. Чай в стакане, вставлен в металлический подстаканник. Зачем? (Такой подстаканник охлаждает чай, так как сам нагревается благодаря малой удельной теплоемкости металла и его высокой теплопроводности.)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

3 конкурс.«Устами младенца»

Вы когда-то тоже были маленькими и пытались самостоятельно объяснить смысл непонятных вам вещей, попробуйте угадать, о чем идет речь в детских объяснялках. Если вы угадываете, о чем идет речь с первой подсказки, то получаете 3 балла, со второй – два, с третьей – один.

Подсказки.

  • У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.

  • Эта величина не векторная, а скалярная

  • У кого она большая, сидят на диетах. (масса)

  • Оно течет, как река, только в одном направлении.

  • Его можно повернуть назад , но только в сказках.

  • Измеряют часами. (время)

  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.

  • Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.

  • Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна. (Сила)

  • Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.

  • Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.

  • В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало. (трение)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

А мы переходим к блиц – турнир. Отвечать нужно быстро, думать некогда. 1 ответ – 1балл. Вопросы команде «Электрон»:

Жидкость самая распространённая на Земле. (Вода)

Газ, необходимый для дыхания. (Кислород)

Что находится в пустой бутылке. (Воздух)

Прибор для определения сторон света. (Компас)

Белый сладкий порошок. (Сахар)

Температура, при которой начинает замерзать вода. (00 )

Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

Из чего делают бензин. (Из нефти)

Плотность чистой воды. (1000кг3)

Сколько в килограмме граммов. (1000)

В каких единицах измеряется напряжение. (Вольт)

Кто из учёных установил зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением. (Ом)

Провод, по которому идёт ток, свёрнутый в форме винтовой спирали.

(Соленоид)

Вопросы команде «Ядро».

Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)

Вещество, из которого сделаны гвозди. (Железо)

Продолжительность суток. (24 часа)

Прибор для измерения массы тел. (Весы)

Какого цвета вода. (Бесцветная)

Стеклянная трубка с полукруглым дном. (Пробирка)

Температура, при которой кипит вода. (100)

Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)

Когда ночи короче: зимой или летом. (Летом)

В каких единицах измеряется сила тока. (Ампер)

Кто из учёных изобрёл первый источник тока. (А.Вольта)

Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

(Линза)

Сколько в километре метров. (1000 м)

Плотность морской воды. (1030кг/м3)



Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

(Жюри подводит итоги III раунда, объявляет победителя)


IV раунд нашего ринга «Практическая физика».


А мы начинаем следующий раунд нашей игры «Исторический». Кто быстрее ответит на вопрос, получит дополнительно 3 балла.

Вопрос первый. Уроженец острова Самос, он, по преданию, много путешествовал, встречался со многими учёными своего времени, в том числе со знаменитым Заратустрой, создал свою школу философии. В связи, с какой одеждой, совершенно, кстати, не принятой у древних греков, часто упоминается его имя?

(Штаны. Пифагор).

Вопрос второй. Одна из первых паровых машин, построенная Уаттом, предназначалась для пивоварни, где в качестве тяговой силы использовались животные. Какая единица измерения обязана своим появлением этому случаю?

(Лошадиная сила)


Чёрный ящик


Сначала он плавал, потом стал и летать.

Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.

Он не любит большую жару и сильную тряску.

Он всегда целенаправлен.

Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)


Жюри подводит итог нашей игры.

(награждение)

Приложение

Физические приборы

Амперметр – для измерения силы тока.

Вольтметр – для измерения напряжения.

Мензурка – для измерения объёма жидкости.

Весы – для измерения массы.

Динамометр – для измерения массы, веса, силы.

Штатив – для крепления приборов.

Рычаг – простой механизм, чтобы получить выигрыш в силе.

Реостат – для изменения силы тока.

Линза – для собирания и рассеивания лучей.

Термометр – для измерения температуры.


Физические величины.

Скорость – V (м/с)

Время – t (с)

Расстояние – S (м)

Сила – F (Н)

Ускорение – а (м/с2)

Работа – А (Дж)

Мощность – N (Вт)

Плотность – ρ (кг/м3)

Объём – V3)

Сила тока – I (А)

Напряжение – U (В)

Сопротивление – R (Ом)

Удельная теплоёмкость – с (Дж/кгс)

Количество теплоты – Q (Дж)

Масса — m (кг)

Импульс – P (кг·м/с)

Заряд – q (Кл)

Период — Т (с)

Частота – ν (Гц)

Влажность воздуха – φ (%)


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: