Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Майгаза
ФИЗИЧЕСКИЙ РИНГ
(ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА)
9 — 10 классы
Подготовила учитель физики
Пудваль Марина Ивановна
2014 г
«Физический ринг»
В игре принимают участие две команды.
Ведущий: Начинаем наш физический ринг. В игре принимают участие две команды. Команда «Ядро» 9 класса, команда «Электрон» 10 класса.
Ведущий: а мы начинаем I раунд.
Все великие открытия в физике были сделаны великими людьми. За две минуты вы должны будете написать фамилии учёных – физиков, о которых шла речь в курсе физики. Листочки сдаём жюри.
Сейчас каждая команда получит список из 20 названий физических величин; нужно за 2 минуты написать буквенные обозначения всех величин и единицы их измерения в системе СИ.
время, расстояние, масса, сила тока, напряжение, сопротивление, ускорение, скорость, площадь, объем,
Итак, первый раунд физического ринга окончен. Слово предоставляется жюри (жюри подводит итог и объявляет победителя I раунда).
Поздравляем победителей первого раунда, но радоваться ещё рано, потому что впереди II раунд.
В ходе II раунда мы вспомним, как А.С.Пушкин видел и описывал природные явления. Прослушав отрывки из его стихотворений, вы должны постараться отгадать, о чём с точки зрения физики в них рассказывается.
Вопрос команде «Ядро» … Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
О каком явлении эти строки? (Солнце)
Вопрос команде «Электрон». Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлёшь ответ…
О каком явлении эти строки? (Эхо)
Вопрос команде «Ядро». И вот визжит замок заржавый,
Визжит предательская дверь…
Что за явление описано в этих строках? (Трение)
Вопрос команде «Электрон». Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
Какие явления описаны в этих строках? (Плавление и отвердевание)
Второе задание II раунда. Вы должны ответить на вопросы
Почему чернильные, жирные пятна легче удалить сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии?(ответ: из-за явления диффузии: молекулы чернил проникают между молекулами твердого тела)
Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения? (ответ: чтобы силы притяжения стали действовать между молекулами чашки надо приблизить осколки на расстояние сравнимое с размерами молекул)
Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое? (ответ: архимедова сила в этом случае равна нулю)
Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (ответ: холодная. С горячего хлеба происходит интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)
Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? [4](ответ: металл обладает хорошей теплопроводностью и быстрее забирает тепло от человеческой руки, чем карандаш)
Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры? [4](ответ: внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды при одинаковой температуре)
Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (ответ: Если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика.)
Чай в стакане, вставлен в металлический подстаканник. Зачем? (Такой подстаканник охлаждает чай, так как сам нагревается благодаря малой удельной теплоемкости металла и его высокой теплопроводности.)
Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.
Вы когда-то тоже были маленькими и пытались самостоятельно объяснить смысл непонятных вам вещей, попробуйте угадать, о чем идет речь в детских объяснялках. Если вы угадываете, о чем идет речь с первой подсказки, то получаете 3 балла, со второй – два, с третьей – один.
Подсказки.
У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.
Эта величина не векторная, а скалярная
У кого она большая, сидят на диетах. (масса)
Оно течет, как река, только в одном направлении.
Его можно повернуть назад , но только в сказках.
Измеряют часами. (время)
Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.
Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.
Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна. (Сила)
Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.
Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.
В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало. (трение)
Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.
А мы переходим к блиц – турнир. Отвечать нужно быстро, думать некогда. 1 ответ – 1балл. Вопросы команде «Электрон»:
Жидкость самая распространённая на Земле. (Вода)
Газ, необходимый для дыхания. (Кислород)
Что находится в пустой бутылке. (Воздух)
Прибор для определения сторон света. (Компас)
Белый сладкий порошок. (Сахар)
Температура, при которой начинает замерзать вода. (00 )
Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)
Из чего делают бензин. (Из нефти)
Плотность чистой воды. (1000кг/м3)
Сколько в килограмме граммов. (1000)
В каких единицах измеряется напряжение. (Вольт)
Кто из учёных установил зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением. (Ом)
Провод, по которому идёт ток, свёрнутый в форме винтовой спирали.
(Соленоид)
Вопросы команде «Ядро».
Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)
Вещество, из которого сделаны гвозди. (Железо)
Продолжительность суток. (24 часа)
Прибор для измерения массы тел. (Весы)
Какого цвета вода. (Бесцветная)
Стеклянная трубка с полукруглым дном. (Пробирка)
Температура, при которой кипит вода. (100)
Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)
Когда ночи короче: зимой или летом. (Летом)
В каких единицах измеряется сила тока. (Ампер)
Кто из учёных изобрёл первый источник тока. (А.Вольта)
Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
(Линза)
Сколько в километре метров. (1000 м)
Плотность морской воды. (1030кг/м3)
Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
(Жюри подводит итоги III раунда, объявляет победителя)
IV раунд нашего ринга «Практическая физика».
А мы начинаем следующий раунд нашей игры «Исторический». Кто быстрее ответит на вопрос, получит дополнительно 3 балла.
Вопрос первый. Уроженец острова Самос, он, по преданию, много путешествовал, встречался со многими учёными своего времени, в том числе со знаменитым Заратустрой, создал свою школу философии. В связи, с какой одеждой, совершенно, кстати, не принятой у древних греков, часто упоминается его имя?
(Штаны. Пифагор).
Вопрос второй. Одна из первых паровых машин, построенная Уаттом, предназначалась для пивоварни, где в качестве тяговой силы использовались животные. Какая единица измерения обязана своим появлением этому случаю?
(Лошадиная сила)
Чёрный ящик
Сначала он плавал, потом стал и летать.
Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
Он не любит большую жару и сильную тряску.
Он всегда целенаправлен.
Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)
Жюри подводит итог нашей игры.
(награждение)
Приложение
Физические приборы
Амперметр – для измерения силы тока.
Вольтметр – для измерения напряжения.
Мензурка – для измерения объёма жидкости.
Весы – для измерения массы.
Динамометр – для измерения массы, веса, силы.
Штатив – для крепления приборов.
Рычаг – простой механизм, чтобы получить выигрыш в силе.
Реостат – для изменения силы тока.
Линза – для собирания и рассеивания лучей.
Термометр – для измерения температуры.
Физические величины.
Скорость – V (м/с)
Время – t (с)
Расстояние – S (м)
Сила – F (Н)
Ускорение – а (м/с2)
Работа – А (Дж)
Мощность – N (Вт)
Плотность – ρ (кг/м3)
Объём – V (м3)
Сила тока – I (А)
Напряжение – U (В)
Сопротивление – R (Ом)
Удельная теплоёмкость – с (Дж/кгс)
Количество теплоты – Q (Дж)
Масса — m (кг)
Импульс – P (кг·м/с)
Заряд – q (Кл)
Период — Т (с)
Частота – ν (Гц)
Влажность воздуха – φ (%)