Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса
«Слабое звено»
Цель: развитие познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи:
— развитие кругозора учащихся
— развитие умения работать в коллективе
— умение выстраивать логические цепочки для получения ответа
— умение применять знания по физике в новой ситуации
— проверка знаний полученных по физике в 7 классе
Пояснительная записка
Учащиеся рассаживаются по одному за парту.
Турнир состоит из шести туров.
После каждого тура выбывают «слабые звенья», т.е. те учащиеся, которые не смогли справиться с заданиями или допустили много ошибок.
Все задания выполняются письменно, кроме последнего.
Последнее задание «Раскручивание логической цепочки» – это задание на двоих.
Учитель является ведущим.
Счетная комиссия – трое учащихся старших классов или преподаватели.
Вступительное слово учителя
Турнир 1.
«Житейские тесты по физике»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (всего 5 баллов)
1.Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алёша смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
А) смачивание поверхностей тел
В) уменьшение трения вследствие смазки
С) поглощение скрипа смазкой
2.Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из-под духов. Алёша подержал горлышко в горячей воде и выдул пробку. Какое явление помогло Алёше?
А) тепловое расширение: при нагревании тела расширяются.
В) диффузия: при нагревании её скорость возрастает.
С) отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества отталкиваются друг от друга сильнее.
3.На экскурсии Алёше преградил путь арык. Алёша разбежался и легко перемахнул через арык. Какое явление использовал Алёша?
А) уменьшение трения между подошвами ног и землей
В) уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.
С) явление инерции, которое сохраняет скорость, приобретенную при разгон во время прыжка.
4.Алёшина бабушка разбила медицинский термометр. Алёша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал?
А) на капельках ртути можно поскользнуться и упасть.
В) чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили её.
С) потому что ртуть легко испаряется и её пары ядовиты.
5.Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжелой, и ручки её больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки сложенный лист бумаги и нести покупки сразу стало удобнее. Как это явление объяснить?
А) бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будут.
В) подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками.
С) Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения.
Турнир 2
«Задача для смекалистого юнги»
правильный ответ оценивается в 3 балла
В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъема воды, измерил высоту ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Какой результат он получает? (Положение корабля относительно воды не меняется, поэтому метод ученика результата нужного не даст)
Турнир 3
«Экология»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (всего 3баллов)
Назовите экологически чистые виды водного транспорта. (Парусное судно. Гребная лодка. Плот)
Турнир 4
«Знание физического прибора»
правильный ответ за 1 задание – 3 б, за 2 задание – 2 балла
(всего 5 баллов)
На рисунке представлены два прибора, необходимо определить:
1) цену деления каждого 2) предел измерения для каждого
(амперметр 1) – 1 А, 2) – 30 А) (вольтметр 1) – 1 V, 2) – 30V)
Турнир 5
«Задача домашней кухни»
правильный ответ оценивается в 5 баллов
Перед вами сосиска, её отварили, и вот результат. При варке она треснула вдоль, а не поперек. Почему?
(Сечение (площадь сечения) сосиски вдоль S1 больше чем поперек S2. А сила давления будет равна: F = P · S. Так как S1> S2, то и F1 > F2. Сила давления воды на продольное сечение F1 больше, чем на поперечное F2 сечение, поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперек.)
Турнир 6
«Раскручивание логической цепочки»
Исходное слово: Торричелли
1. чем выше от уровня моря, тем атмосферное давление меньше, и т.д.
2. итальянский физик и математик
3. открыл атмосферное давление
4. при измерении атмосферного давления столбик ртути то опускается, то поднимается
5. жил в XVII веке
6. атмосферное давление измеряется в мм рт.ст.
7. ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку, наполненную ртутью и перевернутую в чашечку с ртутью
8. нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.
9. учился в Риме
10. ртутный барометр – прибор для измерения атмосферного давления
11. атмосферное давление на разных высотах будет разным
12. изобрел ртутный барометр
13. а еще атмосферное давление измеряется в паскалях.
14. в верхней части трубки безвоздушное пространство, называемое «торричеллиевой пустотой».
(2-5-9-3-12-7-14-4-10-6-13-11-8-1)
Награждение победителя