МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
п. ДРУЖБА
Внеклассное мероприятие
по физике
«ТАЙНЫ ЗВУКА»
Составила учитель физики высшей категории
Смолякова Татьяна Ивановна
2013
1 ведущий
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
2 ведущий:
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Опровергать законы?
1 ведущий:
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно вроде,
Что физика — наука,
Живёт в самой природе!
2 ведущий:
Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной!
1 ведущий:
Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается
2 ведущий:
Ну а пока, начинаем игру: будем наблюдать, и экспериментировать, открывая для себя эту очаровательную, занимательную, увлекательную науку — физику!
1 ведущий:
Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, проводят эксперименты команды …
2 ведущий:
Наше жюри;
1.
2.
3.
1 ведущий.
РАЗМИНКА
Каждой команде по очереди задаются вопросы, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.
1.(слайд )
Какое выражение верно: «Всякое колеблющееся тело звучит или всякое звучащее тело колеблется? »
2. Мы слышим, как летит пчела или комар, но не слышим, как летит бабочка. Почему?
1.. Когда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?
2. Если в космосе у человека под самым ухом выстрелить из пистолета, то землянин не услышит выстрела. Правда ли это?
1. Если связать толстой металлической проволокой два фортепиано в разных комнатах и играть на одном из них, то второе (с нажатой педалью!) будет играть ту же мелодию само собой, без пианиста. Это возможно?
2. Что же произойдет, если один конец резиновой струны закрепить в тисках, а второй натягивать, одновременно “играя” на ней?( Звук, издаваемый струной, будет выше или ниже?)
2 ведущий
Вперед, капитаны!
Объясните почему это возможно?
1.Говорят, что еще Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки с помощью весла. Нередко рыбаки южных морей Западной Африки пользуются этим. Приложив ухо к рукоятке весла, вертикально опущенного в виду, они прослушивают море, как врач больного. Что дает рыбакам такое прослушивание моря?
2. В настоящее время известно, что рыбы издают разные звуки. Характер их звучания меняется в зависимости от назначения: одни звуки рыбы издают при питании, другие при движении и т. д. Почему же мы часто говорим: «Нем как рыба»?
1. Наблюдая летом за пчелами, можно заметить, что пчелы-сторожа, которые стоят у входа в улей, не обращают внимания на прилетающих рабочих пчел, но очень интенсивно реагируют на трутней, пролетающих рядом, хотя те имеют ту же окраску, форму и размеры тела. Как пчелы-сторожа отличают рабочих пчел от трутней?
2. Многих животных природа наделила подвижными ушами, благодаря которым они способны устанавливать, откуда раздался звук. Например, подвижные уши антилопы и козы поворачиваются до тех пор, пока звук не будет слышен наиболее громко. У некоторых животных одно ухо поворачивается независимо от другого. Благодаря этому они могут одновременно определить местоположение двух источников звука. Человек не наделен подвижностью ушных раковин, но способен определить, откуда пришел звук. Как можно объяснить способность человека определять, в каком направлении от него находится источник звука?
1 ведущий
Пока капитаны будут разгадывать кроссворд, мы посмотрим презентацию «Интересные факты о звуке»
По горизонтали
4. Повторяющийся в той или иной степени во времени процесс изменения состояний системы около точки равновесия
8. Единица измерения длины волны
9. Упорядочное направление колебаний частиц среды в волне
По вертикали
1. Существуют два вида волн, продольная и …
2. Время одного полного колебания
3. В чем не распространяется звук
5. Максимальное значение смещения или изменения переменной величины от среднего значения при колебательном или волновом движении
6. Раздел физики изучающие звуки
7. Число колебаний за 1 ед. времени
10. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний
11. Упругая волна в среде вызывающая у человека слуховые ощущения
1. Для чего японцы использовали соловьиные полы?
В японских замках и храмах для того, чтобы чужому человеку было трудно прокрасться незамеченным, часто устанавливали так называемые «соловьиные полы». Доски пола прибивались к жердям креплением в форме перевёрнутой буквы V, что вызывало напоминающий птичий щебет звук, когда доска оказывалась под давлением. Причём хождение на цыпочках только усиливало эффект, так как давление на пол в этом случае было выше, чем от полной стопы.
2.Каким образом наушники можно превратить в микрофон?
Если подключить обычные наушники ко входу микрофона, их можно использовать как микрофон. Упрощённо конструкция наушников и микрофона одинакова: мембрана подключена к катушке с проводом, находящейся в магнитном поле постоянного магнита. В наушниках при обычном использовании подаваемый на катушку ток преобразуется в колебания мембраны, а в микрофоне — наоборот.
3. Почему мы воспринимаем свой голос в записи иначе, чем когда говорим?
Свой голос в записи кажется нам совсем другим, чем в то время, когда мы говорим. Дело в том, что в ушную улитку — часть внутреннего уха, ответственного за звуковое восприятие — звук может попадать двумя путями. Внешний путь — через слуховой канал, барабанную перепонку и среднее ухо, а внутренний — непосредственно через ткани головы, которые усиливают низкие частоты голоса. Таким образом, в момент говорения мы воспринимаем свой голос как комбинацию внешнего и внутреннего звука, а во время прослушивания записи задействован только наружный канал. Кстати, в редких случаях из-за порока внутреннего уха его чувствительность настолько повышена, что человек постоянно слышит звук своего дыхания и даже звук вращения глазных яблок.
4. Какие животные являются рекордсменами по громкости издаваемых звуков относительно размера своего тела?
Водяные клопы Micronecta scholtzi, обитающие в водоёмах Европы, издают исключительно громкие звуки до 99,2 дБ, что сравнимо с грохотом проходящего поезда. Эти клопы являются рекордсменами в животном мире по соотношению громкости и размеров тела. Примечательно ещё и то, каким образом издаются эти звуки — это делает самец для привлечения самки, проводя своим половым органом по брюшку. В обычных природных условиях человек не может слышать звуки этих клопов, потому что 99% громкости теряются при переходе из воды в воздух
5. Какое изобретение человека первым преодолело звуковой барьер?
Характерный щелчок после взмаха кнутом обусловлен тем, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Аналогичный эффект происходит, когда со скоростью больше скорости звука летит самолёт: от созданной им ударной волны наблюдатель может услышать громкий звук, похожий на взрыв. Однако именно кнут можно признать первым изобретением человека, преодолевшим звуковой барьер.
2 ведущий
Волшебный мир звуков
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!
Проведите эксперимент с воздушным шариком и своими собственными ушами, чтобы узнать, как это работает и причем тут физика.
Что вам понадобится:
Воздушный шар
Инструкция:
1.Надуйте воздушный шар.
2.Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны.
Что происходит?
Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.
2 ведущий
А сейчас старшеклассники продемонстрируют вам несколько опытов .
1. К звучащему камертону подносим легкий теннисный шарик,
подвешенный на нити. Объяснить результат эксперимента.
2. Прикладываем ножку, звучащего камертона к темени учащегося. Как только звук перестаёт быть слышен, приближаем камертон к наружному слуховому проходу. Звук вновь становится слышен
3. Опыт с воздушным колоколом.
Под колокол воздушного насоса помещаем звонок и включаем его. Затем начинаем откачивать воздух насосом. По мере разрежения воздуха звук становится слышен всё слабее и слабее. Когда же воздух снова начинают впускать под колокол, то звук звонка опять становится слышимым.
4. Звучащий стакан
Возьмите пластмассовый стакан и круглую резинку (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег). Натяните резинку на стакан. Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?
5. Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров.
Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур. Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны
6. С помощью звукового генератора демонстрируется полоса звуковых частот, находятся частоты (16 Гц–20 000 Гц), которые воспринимает человеческое ухо.
7.Демонстрация колебаний камертона (через микрофон) на осциллографе.
Демонстрация осциллограмм тембра голосов учащихся на экране осциллографа.
8. Зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары — так усилится тиканье часов.
Вопросы для болельщиков 1 и 2 команд
1 ведущий
КОНКУРС «СОЗДАЙ СВОЙ ОРКЕСТР»
Необходимо создать свой оркестр, который будет извлекать звуки из предметов, которые мы используем постоянно: расческа, линейка, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.д..
2 ведущий
Конкурс пословиц.
.А теперь каждая команда должна вытянуть карточку с пословицей и дать ее разъяснение с точки зрения физики.
Я же вам желаю:
Ума — чтоб хорошо учиться;
Усидчивости, чтобы научиться
Решать, считать, и думать и мечтать,
И на вопросы отвечать.
Рефлексия (включается спокойная музыка для релаксации)