Закон Ома для участка цепи
8 класс
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока:
Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
Знать закон Ома для участка цепи;
Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
Отрабатывать навыки проверки размерности;
Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Ход урока:
Оборудование к уроку:
амперметр,
вольтметр,
источник тока,
магазин сопротивлений,
ключ,
соединительные провода
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На этом уроке вы должны показать мне, а себе доказать, что вы готовы к покорению вершин огромного мира электрических явлений.
Тогда вперед! Но путь поиска подскажет вам ряд заданий, которые вы должны выполнитью
2. Повторение:
1.Что такое электрический ток?
2.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал ток?
3.Из каких частей состоит электрическая цепь?
4. Найдите ошибки в электрических схемах и исправьте их:
5. Перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
6. Расскажите о каждой величине, заполните таблицу:
Сила тока | Напряжение | Сопротивление | |
Что характеризует данная величина?
| характеризует электрический ток в проводнике I = q/t
| характеризует электрическое поле U = A/q | характеризует сам проводник
|
Как обозначается? | I
| U
| R
|
В каких единицах измеряется?
| [ I] = 1 А | [ U] = 1 В
| [ R] = 1 Ом
|
Каким прибором можно измерить? | Амперметром | Вольтметром | Омметром |
Связь величин между собой? | I = U/R | U = IR | R = U/I |
7. прежде чем заполнить последнюю строку таблицы ответе на вопрос: Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?
Изучение нового материала:
1.Исследование зависимости силы тока от напряжения.
Какие приборы вы бы использовали для установления этой закономерности?
Источник, ключ, резистор, амперметр, вольтметр.
Соберем электрическую цепь и нарисуем схему этой цепи.
При постоянном сопротивлении будем увеличивать напряжение и регистрировать изменение силы тока.
U,В | I, А |
2 6 10 | 0,5 1,5 2,5 |
Построим график этой зависимости .
Как в математике называется данная зависимость? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.
Если R = const, I~ U.
Исследование зависимости силы тока от сопротивления.
Какие приборы вы бы использовали для установления этой закономерности?
Источник, ключ, магазин сопротивлений, амперметр, вольтметр.
Соберем электрическую цепь и нарисуем схему этой цепи.
При постоянном напряжении будем менять сопротивление и регистрировать изменение силы тока.
R, Ом | I, А |
1 2 4 | 2 1 0,5 |
Построим график этой зависимости .
Как в математике называется данная зависимость? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.
При U = const, I ~1/R
Таким образом:
Эта зависимость была получена немецким физиком Георгом Омом в 1827 году и получила название закона Ома для участка цепи:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению:
Историческая справка.
Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.
Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я хочу вам прочитать:
Если хочешь на участке
Напряжение узнать,
Должен силу тока ты
Умело измерять.
Если ток в нем возрастает
То тотчас же без сомнения,
Вверх пойдет расти, друзья,
Тока напряжение.
Ну а если сила тока
Начинает падать вниз
Это значит, сопротивленье
Показало свой каприз.
Если сила стала меньше
То сопротивленье вдруг
Резко буде повышаться
Ты запомни это, друг.
Ребята, а сейчас давайте попытаемся применить знания этого закона на практике.
Применение Закона Ома
Заполните таблицу
I | U | R | |
Формула | I=U/R | U=IR | R=U/I |
1 |
| 8 | 2 |
2 | 1,5 |
| 4 |
3 | 2 | 220 |
|
На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
Перед вами лампочки от карманного фонарика. Вы по данным, указанным на цоколе, определите сопротивление нити накала.
Запишем домашнее задание: § 42,§ 44, упр. 19 (1,2).
Подведение итогов
Ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока.
Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?
В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
Зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи?
Рефлексия.
« Для меня сегодняшний урок…»
Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
Я на уроке | Итог | |
1.Интересно | 1.Работал | 1. Понял материал |
2.Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3.Безразлично | 3. Помогал другим | 3. Не понял |