КГБС (К) ОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Игровые задания на развитие мышления,
памяти, внимания и моторики
на внеклассных занятиях.
Воспитатель: Юсалина И.Н.
Игровые задания на развитие мышления .
Игра «По грибы.»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Берет две корзины и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, а в другую с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать в них такие грибы, какие лежат в корзинке. Дети собирают грибы.
Игра «Нарисуй целое»
Цель: развивать мышление, фантазию и моторику рук.
Педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не раскладывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал.
— Игра «Загадки.»
Цель: Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов..
Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки — изображениями вниз. Он вызывает кого – либо и просит отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Позднее можно дать более сложную загадку.
Игра «Узнай букву»
Цель: развивать логическое мышление.
Узнать буквы по фрагментам.
⁄ ├ ˇ ¬
Игра «Найди пару»
Цель: развитие мышления и внимания.
каждый обучающийся получает 2 конверта с пословицами. В 1 – одна часть , во 2 – вторая часть. Необходимо за 2 мин. подобрать к каждой карточке пару.
гуляй смело. | |
Любишь кататься, | потехе час. |
Сделал дело — | полезай в кузов. |
Делу время, | люби саночки возить. |
Игровые задания на развитие памяти.
Цель: тренировка зрительной памяти.
Предлагаю 7 символов, на доске. Время для запоминания 20 сек . Воспроизвести символа по памяти
Цель: оценка долговременной память.
— Ребята, сегодня будем отгадывать кроссворд. Отгадываются загадки. ﴾Задания к кроссворду﴿
1. Весь в колючках,
ворчит как злючка,
чуть испугается
В клубок свивается. (Еж)
2. Зимой спит ,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
3. …. И так далее.
Цель: развивать и тренировать память.
— «Кто больше?» две команды, которым предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о труде. Выигрывает та группа обучающихся, которая последней назовет пословицу. Вот некоторые из них.
Деревья смотри в плодах, а людей — в делах.
Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
На полях лежать, так и ломтя не видать.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не везде сила; где уменье, а где – терпенье.
Горька работа, да сладок хлеб.
Игра « Кто , где живет?»
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания.
_ Покажите картинку — ответ
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?)залез в берлогу.
(Кто?)спряталась в нору.
(Кто?)убежал в логово.
(Кто?)забрался под листья.
(Кто?)укрылся под кустом.
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Цель: развитие слуховой и словесно-логической памяти.
— Я читаю ряд слов , а вы найдите , какое из слов будет лишним. Объясните почему?
· Лиса , волк, медведь, заяц.
· Сорока, ворона, воробей, скворец.
· Грач, ласточка, скворец, воробей.
Игровые задания на развитие внимания .
Цель: развивать внимание.
Хлопните в ладоши один раз когда услышите название профессии.
Озера, луга, поля, сантехник, гуси, горы, лебеди, лунатик, пилот, сад, огород, собака, фанатик, лошадь, садовник, бухгалтер, комбайнёр, война, рана, фельдшер, стилист, макияж, румяна, романтик, парикмахер, ласточка, учитель, школа, букварь, доска, продавец, официант, ресторан, меню, менеджер, турист, отдых, самолет, рыбак, врач, гид, сафари, слон, Африка.
Цель: развитие внимания .
Сколько треугольников на рисунке.
Цель: исследование зрительного внимания.
Какие геометрические фигуры здесь нарисованы? Продолжи узор.
Цель: тренировка слухового внимания и слуховой памяти.
Игра « Собери букет»
Первый участник называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и называет свой.
Цель: развитие внимания.
Послушайте стихотворение, и ответь на вопрос.
Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки,
Сколько сапожек мама купила
Чтобы кошка ножки не замочила?(4)
Сколько ног у птиц?
Сколько ног у паука?
Сколко ног у собаки?
Игровые задания на развитие моторики ..
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Взять различные крупы( гречка, пшено, перловка, рис и т.д., насыпать в мешочки и посыпать дорожку из крупы.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
«Шаловливые пальчики.»
Дети, подняв ладошки играют растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся. Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз « Играют – прячутся, Играют – прячутся.»
Цель: развитие сенсомоторики.
Рисование в тетради обеими руками одновременно « Мишка» по образцу.
Цель: развитие координации и тонкой моторики.
Нарисовать в тетради одновременно разные геометрические фигуры. Закрасить их точками.
Цель: развитие мелкой моторики рук, глазомер, мышление.
Нарисовать в тетради 2 треугольника, заштриховать их в разном направлении.
Литература
О.С. Газман, Н.Е. Харитонова В школу – с игрой. Книга для учителя.М. Просвещение.1991 г. – 85с.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день. Издательтво Композитор С.-П. 2004г. -8-22 с.
Социальная сеть работников образованuя. https://nsportal.ru
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения.М. Просвкщение 1991 г – 142, 30с.
С. В. Коноваленко Развитие познпвательной деятельности у детей от 6 до 9 лет М. 1998 г.
Н.В. Лободина ,Комплексные занятия Издательство « Учитель», 2013г. Волгоград..