Игры и упражнения на различение звонких и глухих согласных.
Представленные здесь игры и упражнения помогут ребенку развить фонематический слух, научат различать звонкие и глухие согласные, закрепят знания о парных глухих и звонких согласных.
«Какой звук чаще всего слышим».
Взрослый читает ребенку стихотворение. Ребенок должен определить, какой звук встречается в нем чаще всего.
З.
Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
С.
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
Б.
Был у бабушки баран,
Бойко бил он в барабан.
П.
Петрушка озорник привез
На самый полюс
Пылесос.
«Раз-два-три – без ошибок повтори».
Взрослый называет слоги, ребенок повторяет всю цепочку.
ЗА-СА-ЗА; ПО-ПО-БО, ЖУ-ШУ-ЖУ.
Игра с мячом.
Взрослый называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч взрослому.
Магазин игрушек.
Взрослый раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан.
«Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку, ты должен заплатить за неё буквой, выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Также надо объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.
«Придумай и назови».
Ребенок должен назвать как можно больше слов на заданный звук. Например звук «С»: сон, стол, сын и т.п.