МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №377 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «ОХВАТИ МАЛЕНЬКИМИ РУЧКАМИ ЦЕЛЫЙ МИР» (Развитие творческих и регуляторных способностей детей младшего дошкольного возраста через художественное конструирование) Автор-составитель Каськ В.И. воспитателя МАДОУЦРР д/с №377 г.о. Самара Самара, 2013г.
I. Паспорт проекта
Тема проекта: Маленькими ручками – целый мир.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Тип проекта: Образовательный. Практико-ориентированный.
Участники проекта:
Педагоги, Дети. Родители. Социальные партнёры (Музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, руководитель изостудии).
Проблема: В области развития умственных способностей детей младшего возраста основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий сенсорными эталонами, но не всем детям это даётся легко.
Данный проект поможет детям овладеть сенсорными, модельными, символическими средствами, техническими приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов, позволит понять смысл различных ситуаций «прожить» их и выразить свое отношение к реальному и сказочному миру в поделках или художественной композиции.
Актуальность темы проекта:
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» в младшей группе детского сада заключается в следующем:
понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (делать так, как научили), но и творческой (по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями образовательной Программы детского сада: с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Поэтому, чтобы в полной мере реализовать выше перечисленные особенности детского художественного творчества, необходимо было выстроить систему работы по образовательной области «Художественное творчество» ФГТ.
В соответствии с федеральными государственными требованиями в основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательная деятельность выстраивается с учётом реализации комплексно-тематического принципа и утверждённый коллективом «Комплексно-тематический план» становится тематической базой для работы в каждой возрастной группе. В блоке «Художественное конструирование» педагогам предоставлена возможность, на основе задач программы и циклограммы комплексно-тематического плана создать свой вариант образовательной деятельности. Это большой и содержательный объём работы, который мы решили выполнить в этом гору, чтобы далее работать в системе.
Цель проекта
Формирование у детей эстетической стороны окружающей действительности и удовлетворение потребности в самовыражении через систему работы по образовательной области «Художественное творчество.
Задачи педагогического инновационного проекта для детей
Создать предметно – развивающую среду в группе для развития и формирования художественно — творческих способностей детей.
Формировать у детей развитие познавательных и художественных способностей в процессе художественного конструирования из бумаги и природного материала.
Способствовать интеллектуальному развитию детей через художественное конструирование расширению кругозора и представлений об окружающем мире.
Воспитывать интерес к художественному конструированию.
Задачи проекта для педагогов
Создать условия для детской деятельности.
Структурировать образовательную деятельность в области «Художественное творчество» по теме: «Художественное конструирование» в соответствии с образовательной программой, по которой работает детский сад. Обеспечить интеграцию деятельности детей, сотрудников, родителей.
Задачи проекта для родителей
Познакомить с содержанием образовательной деятельности с детьми в области «Художественное творчество» по теме «Художественное конструирование».
Оптимизировать взаимодействие родителей и детей в процессе совместного изготовления поделок по теме «Художественное конструирование». Помогать ребенку в развитии детского творчества.
Гипотеза
Если целенаправленно развивать и обогащать жизненный опыт детей, то можно достичь значительных результатов в овладении детьми модельной (предметной, графической), символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования из бумаги и природного материала.
Ресурсы проекта:
В группе имеется подборка произведений по темам, подобранных по содержанию «Комплексно – тематического плана», фотоматериалы этапов художественного конструирования, дидактические игры, макеты, уголок детского творчества и выставка детских работ для родителей.
II. Краткое содержание проекта по этапам
Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи | |||
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта) | Мотивация темы, идущая от ребёнка. Дети задают вопросы, интересуются по всем темам окружающего мира. | Планирование всего проекта Подбор методической, познавательной и художественной литературы Составление тематического планирования по теме «Художественное конструирование». Составление сценария НОД для педагогов. Составление родительского собрания, консультации по теме для родителей. Подбор дидактических игр, стихотворений и загадок. | Анкетирование семьи Привлечение родителей к изготовлению поделок для участия в групповых и городских конкурсах – выставках. | ||
Основной этап | |||||
(игровая деятельность) | |||||
Деятельностный. Основной этап проекта представлен по видам деятельности | Отображение опыта в сюжетно – ролевых играх «Накормим куклу» «Уложим куклу спать» «Детский сад» «Пешеходы переходят через дорогу» «Парикмахерская» «Больница» «Шофёры» «Приготовим обед» «Магазин» «Ферма» «Едем в гости» «Пикник с семьёй» «Едем в гости к бабушке и дедушке» «Поездка в лес к зверушкам» «Приглашаем в гости», «Новогодний концерт», «Почитаем куклам сказки», «Поездка в магазин за игрушками для зверят», «У мишки день рождения», «Семья», «Мама — шофёр», «Кукла идёт в театр», «Книжный магазин» | Разработка сюжетно ролевых игр по теме проекта. Оформление дидактических игр. | Изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр. Подбор материала для оформления игр.
| ||
Восприятие художественной литературы | |||||
| Рассматривание книг, альбомов, фото по теме. Разучивание стихов, пальчиковых, коммуникативных игр, считалок по теме.
| Чтение детям познавательных книг, детских энциклопедий. Подбор стихов, загадок, пальчиковых, коммуникативных игр. | Совместное чтение художественной литературы, заучивание стихотворений с родителями. Просмотр материалов дисков, мультфильмов и презентаций собранных воспитателем в домашних условиях. | ||
Коммуникативная | |||||
| Свободное общение по темам недели, разучивание пальчиковых игр: «Жили-были зайчики», «Жили у бабуси…», «У оленя дом большой» | Подбор материала для бесед и игр. Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой. . | Словотворчество детей и родителей: «Расскажи, что видишь» | ||
Познавательно-исследовательская. | |||||
| Опыты, эксперименты с материалом разной плотности: картон, бумага, салфетки, вата, ситец, сатин, крупы, песок, вода Создание работ на конкурс – выставку «Мир глазами детей»: рисунки, аппликация, лепка, художественное конструирование. Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок. | Подбор материала для опытов и экспериментов. Создание компьютерных презентаций «Пластилинография», «Аппликация песком», «Техника оригами» Оформление выставки «Какие разные валенки», «Мир из окна». | Оснащение материалами, необходимыми для проведения исследовательской деятельности. Просвещение родителей по теме через информацию в папке раскладке. Создание работ на конкурс выставку «Мир из окна» и «Какие разные валенки». | ||
Продуктивная | |||||
| Знакомства с нетрадиционными методами рисования, лепки. Конструирование предметов из бумаги, материи, салфеток, бисера. Создание коллективных работ из разнообразного материала. | Подбор материала для осуществления работ. Демонстрация наглядного материала. | Оснащение необходимым материалом. Выставка детских работ | ||
Музыкальная | |||||
| Слушание музыкальных произведений, разучивание песен. | Подбор песен, музыкальных композиций по теме. |
| ||
Двигательная | |||||
| Подвижные игры: «Листопад», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Паровоз», «Перелёт птиц», «Еду, еду, к бабе к деду», «Птички в гнёздышках», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Колпачок», «Каравай», «Огородная — хороводная», «Наседка и цыплята», «Ходит Ваня», «Птичка и птенчики», «Воробушки и автомобиль», «Самолёты», «Ручеёк». Физминутки: «Семья», «Пальчики в лесу», «Сорока- белобока», «Вьюшки — вьюшки» | Подбор игр, физминуток. | Изготовление атрибутов для проведения игр. | ||
Завершающий
| Выставки детских работ. Выставки детских коллективных работ. | Презентация тематического плана по образовательной области «Художественное конструирование» и серии конспектов НОД к плану с учётом программы. Оформление материалов для мониторинга усвоения детьми образовательной области «Художественное творчество» по теме «Художественное конструирование». Подведение итогов реализации проекта «Маленькими ручками — целый мир» | Презентация итоговых материалов изготовленных педагогом и детьми для родителей. Организация выставки детских работ и материалов по теме проекта на сайте детского сада |
Последовательность разработанных тем конспектов непосредственной образовательной деятельности для младшей группы
(Прослеживается сочетание с комплексно-тематическим планированием к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в учреждении.)
«Такие разные бумажки».
«Что приготовила нам осень».
«Полотенце для белочки».
«Дети на прогулке».
«Украсим тарелочку».
«Птичка».
«Научим зайку переходить дорогу».
«Осенний лес». (Коллективная работа.)
«Флаг».
«Посуда для повара».
«Угощение для козы».
«Открытка для мамы».
«Кормушка для птиц». (Коллективная работа.)
«Салфетка».
«Игрушка на ёлку». (Коллективная работа.)
«Новогодняя открытка».
«Новый год у зверят». (Коллективная работа.)
«Поляна снеговиков». (Коллективная работа.)
«Аппликация по сказке «Репка».
«Зайчиха с зайчатами».
«Город». (Коллективная работа.)
«Открытка к Дню Защитника Отечества».
«Блинчики».
«Мишка с мимозой».
«Машины». (Коллективная работа.)
«Подснежник».
«Клоуны».
«Оформим книгу».
«Оденем космонавта».
«Грачи прилетели».
«Поможем рыбке найти друзей».
«Цветы для ветеранов».
«Собери семью».
«Укрась яичко».
Структура плана включает 6 разделов
Программные задачи | Тема
| Сроки | Интеграция с направлениями развития | Работа с родителям | |
Соответствуют тематике КТП в МБДОУ | Педагогические задачи (задачи педагога) | В программе это формы организации СДВД и образовательных ситуаций |
| Сценарии и игры выделили отдельно, чтобы видно было их место в КТП | Формы работы с родителями |
Разделы плана «действия педагога» и «действия детей» нами перенесены в содержание и ход образовательной деятельности.
Все мероприятия деятельностного этапа были проведены в течение 9 месяцев согласно разработанному плану.
Форма проведения итогового мероприятия проекта
Интегрированная образовательная деятельность
Название итогового мероприятия проекта «Новый год у зверят»
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
«Новый год у зверят» | |
Образовательная область | Художественное творчество, Социализация, Коммуникация, Познание |
Форма педагогического мероприятия | НОД |
Возраст детей | 3-4 года (младшая группа) |
Цель | Овладение действием замещения недостающих частей в изображении незавершенного объекта художественной композиции.
|
Задачи | Закрепление праздничных впечатлений Учить детей находить недостающие детали для персонажа, одевать зверушек в праздничный наряд Развивать умение пользоваться клеем, кисточкой и салфеткой. Воспитывать дружеские чувства, желание помочь. |
Форма организации | Подгрупповая Индивидуальная |
Предварительная работа | Беседа о праздновании Нового года дома и в саду. Просмотр записей и фотографий. ЧХЛ Стихотворения и загадки о зиме. Кто живёт в лесу? Беседа «Праздничные дни» СРИ «Новый год у зверят» ДИ «Сложи картинку». |
Средства | Вырезанные из бумаги зверушки (заяц, медведь, лиса, белка), украшение для зверей (костюм снеговика, платье принцессы, пачка балерины, костюм клоуна, головные уборы). Салфетки белого, красного, жёлтого, синего цвета, ситец белого цвета, бисер. Кисточки, клей, дощечки, салфетки. |
Ход образовательной деятельности
Содержание игровых заданий | Деятельность | Форма организации детей | Результат | ||
педагога | детей | ||||
Вводная часть Организационно-мотивационная
| Видеоролик с фотографиями новогоднего утренника детей.
| Воспитатель предлагает посмотреть фотографии, спрашивает что изображено? Педагог спрашивает: что делают дети на празднике? Воспитатель спрашивает какие сказочные персонажи приходили к ним на утренник и кем были ребята.
| Дети смотрят фотографии, узнают фотографии с утренника. Дети участвуют в беседе, рассказывают какие пели песни, какие танцевали танцы, кто рассказывал стихотворения, в какие игры играли. Дети вспоминают что к ним приходил Дед Мороз и Снегурочка, на утреннике мальчики были зайчиками, девочки – лисичками. | Фронтальная | Дети вспоминают новогодний утренник Дети закрепляют последовательность новогоднего утренника Дети закрепляют продукты питания рыб. Дети закрепляют сказочных персонажей утренника
|
| Композиция «украшенная ёлка для зверят» (из предыдущего занятия) | Воспитатель интересуется, понравился ли утренник детям. | Дети довольны утренником | Подгрупповая | Положительный эмоциональный настрой.
|
Основная часть Продуктивно-творческая | Проблемная ситуация.
| Воспитатель обращает внимание детей на украшенную ёлочку, спрашивает для кого дети украшали эту ёлку. Воспитатель показывает зверят, они увидели утренник ребят и тоже хотели бы одеться сказочными персонажами | Дети вспоминают: ёлочку украшали по просьбе зверят Дети узнают зверушек, называют их | Подгрупповая | Дети радуются от просмотра утренника. Дети вспоминают для кого украшали ёлку |
|
| Ребята, мы можем помочь зверушкам?
| Дети предлагают одеть зверушек в новогодние костюмы |
| Дети решили помочь зверушкам
|
|
| Педагог показывает приготовленную одежду для зверят: лисички захотели надеть платья принцесс, зайчики захотели стать клоунами, мишки – снеговиками, белочки – балеринами. | Дети рассматривают одежду, обсуждают её, выбирают себе персонажа.
|
| Дети выбирают персонажа для работы
|
|
| Воспитатель показывает последовательность наклеивания деталей и объёма юбок, пуговиц. Педагог подбадривает детей, хвалит их. Помогает. | Самостоятельная работа
| Индивидуальная | Дети закрепляют последовательность наклеивания деталей
|
|
| Воспитатель предлагает наклеить персонажей вокруг ёлочки | Дети наклеивают зверушек на фоновую композицию | Индивидуальная |
|
Рассматривание продуктов деятельности | Педагог спрашивает помогли ли ребята зверушкам устроить праздник?
| Дети рассматривают работы свои и своих друзей. Находят что все звери сказочно и красиво одеты. Они помогли зверушкам | Фронтальная | Дети помогли зверушкам. Одели их в праздничные костюмы.
| |
|
| Воспитатель предлагает хоровод «Ёлка» |
| Фронтальная | Физкультминутка хороводная песня «Ёлка» |
Продукты проекта
Для детей:
Разнообразные детские поделки с использованием вариативных материалов.
Тематические подборки с образцами детского творчества к праздникам, по темам недели. С использованием различных материалов.
Для педагогов:
План — конспекты по образовательной области «Художественное творчество» по теме «Художественное конструирование», серия конспектов НОД, подборка практического материала для реализации КТП
Для родителей:
Выставки коллективных и индивидуальных детских работ.
Привлечение к участию в выставках дошкольного учреждения и города.
Для социальных партнёров:
Организация выставки детских работ и материалов по теме проекта на сайте МБДОУ.
Результаты по проекту
1.Для детей:
Созданы условия для развития и формирования художественно-творческих способностей детей;
У детей повысился не только интерес к аппликации, но и уровень художественных способностей, соответствующий возрасту, их работы стали ярче, разнообразнее, появились элементы проявления самостоятельности.
2.Для педагогов:
Совершенствование профессионального мастерства на основе опыта по проекту.
Педагоги применяют инновационные технологии по данному направлению: использование DVD, просмотр мультипликационных и анимационных фильмов. Наработанный материал по проекту поможет им.
3.Для родителей:
Повысилась заинтересованность и компетентность родителей в вопросах обогащения детей знаниями об окружающем нас мире.
Понимание значимости совместной работы с ребёнком по проблемам «Художественного творчества».
Активизировалась работа с родителями, они стали участниками совместных выставок, конкурсов.
Работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых специалистов по данному направлению.
3