Интегрированное занятие по психологии и окружающему миру: Робинзоны.
Цель: развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща, осознания участниками своих целей и ценностей, для проявления социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов. Создание условий для лучшего усвоения обучающимися знаний: о континентах, океанах и разнообразии природы; о сохранении жизни и здоровья в экстренной ситуации.
Ход занятия:
Знакомство. Разминка
Фрукты
Вся группа сидит в кругу. Ведущий просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».
После того как это будет сделано, ведущий говорит «поменяться местами всем «бананам» – и все «бананы» должны встать и найти себе новое место. Пока все меняются местами, ведущий убирает один стул, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.
Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!»
Это упражнение является ритуалом приветствия. Дети стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! — Ха! — Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
Введение в игру.
— Уже далеко позади время величайших географических открытий, время мореплавателей и путешественников. Но я уверен, что мечта о путешествиях, приключениях живет в сердцах многих мальчишек и девчонок и сегодня. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, по следам Робинзона.
— Кто же такой Робинзон? (Ответы детей)
— Вы, наверное, знаете, что это почти подлинная история. Прототипом главного героя повести Даниэля Дэфо был Александр Селькирк — шотландский моряк. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим. Острова Мас-а-Тьерра входящем в состав архипелага Хуана Фернандеса, расположенного в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили. На острове Хуан Фернандес хранится память об Александре Селькирке. Знаменитый грот, в котором якобы жил Селькирк.
— И так, в путь!
Ход игры:
— Друзья! Представьте себя путешественниками! Да, да, путешественниками! Закройте глаза и… Мы — на корабле. Ветер стремительно несет наш корабль, наполняя паруса своими мощными выдохами. Вокруг — синяя вода, пронзительной голубизны небо и ласковое, горячее солнце. Ничто не предвещает беды. В дали появилось неизвестное судно… Это пираты.
«Морской бой»
По экране карта-схема с расположенными на ней пиратскими кораблями. За несколько секунд вы должны запомнить местонахождение этих кораблей в соответствующей системе координат, а затем отметить их координаты на выданной карте-схеме.
— Ну, что ж, мы успешно преодолеваем препятствия. И даже с пиратским кораблём справились.
— Продолжаем плаванье. Ветер несёт наш корабль по волнам, но тут солнце затмили темные тучи, в воздухе запахло бурей. К обеду она разразилась! Хлынул дождь. Высота волны достигала пяти метров, когда корабль наткнулся на риф и треснул посередине.
«Спасение»
— У вас есть спасательные шлюпки с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с корабля. Корабль неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Обосновать свой выбор, не более трёх.
— К счастью, наши лодки волны выбрасывают на берег. Давайте осмотрим остров, поищем место для ночлега.
«Исследователи»
— Пробраться сквозь густые заросли можно, только помогая друг другу. Для этого все по очереди проходят «заросли», созданные из перепутанных ниток.
«Карта острова»
— Когда потерпевшие кораблекрушение проходят сквозь заросли, они оказываются на вершине горы, с которой виден весь остров. Туман на мгновение рассеивается, и путешественники видят корабль, причаливший к острову. Остров снова покрывается волшебным туманом. Лишь один член группы запоминает дорогу вниз. Для того чтобы все смогли спуститься к кораблю, необходимо пройти лабиринт.
«Слепой и поводырь»
— Карта успешно нарисована, и теперь необходимо спуститься с горы к кораблю. Участники разбиваются на пары, один становится ведомым, а второй — ведущим. Гора создана из перевернутых стульев. Один из пары с завязанными глазами проходит «тропу», второй ему помогает, указывая верный путь. Главное условие: помогать можно только словами, не прикасаясь к идущему по «тропе».
— Спуск с горы успешно завершен, путешественников встречает корабль, который доставляет всех потерпевших кораблекрушение домой.
Включается спокойная музыка.
«Спасибо за прекрасный день»
— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.