Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воегуртская средняя общеобразовательная школа
Балезинского района Удмуртской Республики
Классный час:
«Быть здоровым – это модно»
подготовила
учитель начальных классов
Миронова Лариса Леонидовна
д. Воегурт
2013
Вступление
Ведущий:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам в гости пришёл Мойдодыр, который собирается организовать приём в «Школу Мойдодыра». В эту школу принимают ребят, которые не только следят за своим здоровьем, но хорошо знают, что собой представляет их организм, хотят сберечь его.
— Уважаемый Мойдодыр! Как вы будете экзаменовать наших ребят, которые хотели бы учиться в вашей школе?
Мойдодыр:
— Прежде, чем они станут моими учениками, мне хотелось бы задать им вопрос:
-Знакомо ли вам, ребята, слово поликлиника? Как часто вы там бываете?
(Учащиеся отвечают на вопрос Мойдодыра.)
Мойдодыр:
— Попробуйте ответить на вопросы, которые я подготовил. Они станут своеобразным пропуском в «Школу Мойдодыра».
2.Анкетирование учащихся (см. Приложение № 1)
Ведущий:
— Уважаемый Мойдодыр! Вы довольны ответами ребят?
Мойдодыр:
— Услышав ответы ребят мне стало очень грустно. Оказывается, не все ребята понимают, какое большое значение в жизни человека имеет его собственное здоровье. Теперь я точно знаю, что всем необходимо пройти курс обучения в «Школе Мойдодыра».
— Для начала проверим соблюдаете ли вы режим дня.
3.Основные правила составления режима дня
Ведущий:
— Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т.д.
— Вы спросите: не лучше ли жить как хочешь, без режима? Захотел читать- читай 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй сколько хочешь.
— У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. «Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека» — так говорят учёные.
Подъём 7.00 (на стенде или доске составляется режим дня).
Ведущий: Как мы просыпаемся?
Первый ученик: Солнышко сказало:
—Мне пора взойти!
Травка зашептала:
-Мне пора расти!
Пчёлы загудели:
— Мёд пора собрать!
Птицы загалдели:
-Пора летать, летать!..
Второй ученик: И слышала подушка,
И слышала кровать,
Как кто – то мне на ушко
Шепнул:-Пора вставать!
В. Данько
Ведущий:
— Очень важно, дети, чтобы каждое утро, у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро» — себе, своим родным и близким. Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передаётся! Так давайте передавать друг другу только хорошее настроение!
Зарядка 7.10. (выполняем)
Гимнастика пробуждения
Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
Пошевелите пальцами рук, ног.
Сожмите пальцы в кулаки.
Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
Опустите руки.
Разотрите ладони до появления тепла.
«Умойте» лицо, шею тёплыми ладонями.
Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
Потяните две ноги вместе.
Прогнитесь.
Сели.
Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра, радости, хорошего настроения.
Интеллектуальный массаж
(Разработал Фриц Ауглин, швейцарский детский психолог, профессор.)
Оттянуть уши вперёд – назад, счёт до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
Массаж щёк круговыми движениями пальцев
Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
Движение челюстью слева направо и наоборот.
Антистрессовый массаж
Массаж пальцев рук:
А) Нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
Б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
Массаж запястья круговыми движениями.
Массаж рук. Упражнения «Моем руки», растирание ладоней и «Погреем щёки».
Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба погладить лоб, щёки, шею и сбросить.
Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх.
Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх.
Массаж головы.
Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз.
Утренний туалет 7.30
Мойдодыр:
-Ускользает, как живое
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Мыло не покидает нас всю нашу жизнь, заботливо помогая человеку оставаться чистым и опрятным. Просто невозможно представить себе наше существование без данного средства личной гигиены.
Наши предки в качестве мыла использовали растения. Если вам придётся отправиться в поход, а под рукой вдруг не окажется заветного кусочка, смело используйте такие растения, как мыльнянка (см. Приложение № 2), хлопушка, ягоды бузины (показать на рисунке либо на слайдах). Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит.
(Зубная щётка)
Всем давно известно и ни для кого не является большим секретом, что для того чтобы наши зубы сохраняли свой здоровый вид , мы обязаны их чистить два раза в день: утром – после сна, и вечером – перед сном.
Наши предки очищали зубы с помощью древесной смолы путём интенсивного жевания. Смола счищала зубной налёт, отбеливая зубы. Также вместо щётки пользовались веточкой с расплющенным концом, а в качестве зубного порошка использовалась зола.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска.)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою,
Что это такое?
(Полотенце.)
Завтрак 7.45.
Ученик: Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет иметь.
Ведущий:
— Почему человеку нужно питаться? Какую роль играют зубы в процессе пищеварения? Что такое витамины?
Слово «витамины» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. При соединении латинского слова «вита» (жизнь) со словом «амин» получилось слово «витамин». Младшим школьникам надо съедать в день 500-600г овощей и фруктов. Зачем? (Чтобы быть здоровыми, в них содержится необходимое количество витаминов.)
Главные правила питания. (слайд)
Есть разнообразную пищу.
Поменьше употреблять сладостей.
Принимать пищу 4 раза в день.
Ужинать не позднее, чем за 2 часа до сна: нельзя много есть солёного, острого, жареного, копчёного.
Обязательно завтракать перед школой.
Есть больше овощей и фруктов.
Ученик:
-Рано утром просыпайся,
Водой холодной умывайся,
Всем вокруг ты улыбайся
И зарядкой занимайся
Обливайся, вытирайся,
Очень правильно питайся.
Аккуратно одевайся,
Смело в школу отправляйся!
Дорога в школу и занятия в школе 8.00-12.00
Полноценный обед 12.00-13.00.
Прогулка 13.00-16.00.
Выполнение домашнего задания 16.00-17.30.
Ужин 18.00.
Свободное время 18.30-20.30.
Подготовка ко сну 20.30.
Чтение рассказа «Пять дел перед сном» (см. Приложение № 3)
Ведущий:
— Вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «Спокойной ночи»?
Ученик:
— Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать
-Хороший был денёк!
12. Сон 21.00.
Подведение итогов
Мойдодыр:
— Ребята, я вас всех принял в свою школу. Режим дня мы сегодня составили. Надеюсь, что вы будете его строго соблюдать. Но на этом я с вами не прощаюсь, на следующем занятии мы поговорим об отдыхе: о прогулке, физкультминутках и свободном времени, как с пользой его провести. Правильный отдых – это тоже наше здоровье, настроение и просто, хорошее самочувствие.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Баллы | |
20 раз в день; Перед едой и после туалета; Только когда испачкаюсь. |
5 20 |
Утром и вечером; 1 раз; Вообще не чищу. |
5 15 |
Каждый вечер перед сном; Когда заставят родители; Только когда моюсь полностью. |
10 20 |
Каждый день; Когда заставят родители; Никогда. |
15 25 |
1 раз в год; Несколько раз в год; Часто; |
5 15 |
По праздникам; Почти каждый день; Когда захочу. |
15 30 |
Ежедневно от 1,5 до 2 часов; Меньше часа; Иногда по выходным. |
10 20 |
8.Когда ты ложишься спать? 21.00-21.30 После 22 часов; После 24 часов. |
10 35 |
Соответствует; Немного больше; Превышает норму. |
10 30 |
Не больше 1,5 часов; Больше 3 часов; Смотрю без ограничений. |
10 30 |
Стараюсь; За моей одеждой следит мама; Не слежу. |
15 30 |
Каждые 2 дня; Каждую неделю; Раз в две недели. |
10 30 |
Подсчёт:
0-20- ты в полном порядке!
20-70 – у тебя проявляются вредные для здоровья привычки, что может обернуться проблемами.
70-110- ты упорно разрушаешь своё здоровье!
110 и выше — ты на грани болезни! Спеши себя спасать от разрушения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Мыльнянка – довольно распространённое растение, которое встречается по берегам рек и озёр, на лугах и в лесу. Корни мыльнянки толкут в порошок, а потом разводят водой. После стирки в мыльнянке в одежде не заводятся насекомые и она имеет приятный запах.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Пять дел перед сном
Однажды вечером мама сказала Маше и Мише: «Если вы сегодня быстро уснёте и хорошо выспитесь, мы завтра с вами встанем пораньше и поедем в зоопарк».
-Я сейчас же лягу спать! – закричал Миша.
-Ну, нет,- сказала мама. – До сна надо ещё сделать пять дел. Вспомните какое!
-Надо убрать на место игрушки – это раз! – догадался Миша.
-Надо умыться! – добавила Маша.
-Я утром умывался, — возразил Миша. – Я ещё чистый.
Но Маша подошла к нему и пропела известный всем стишок:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам!
-Правильно! – похвалила её мама. – Неумытыми нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки, и пошли в ванную!
А когда они вернулись в комнату, мама сказала:
-Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умыли, зубы почистили, ноги вымыли. Осталось последнее. Что?
-Я лягу и подумаю, — схитрил Миша. Он швырнул правый тапочек направо, левый – налево, стянул рубашку и бросил через голову, да так, что она отлетела далеко в угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.
В комнату вошла мама, увидела всё это и грустно покачала головой – ведь мамы всегда огорчаются, когда дети плохо себя ведут.
-А я поеду завтра в зоопарк? – шепотом спросил Маша. – Ведь я и пятое дело сделала – сложила свою одежду.
И, правда, — две её тапочки стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные носочки, колготки и кофточка.
-Ладно, не будем Мишу огорчать, поедем все вместе, — сказала мама. – Только нам, наверно, придётся долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно…
Назавтра утром Маша оделась очень быстро, а Миша полчаса ползал по полу, собирая свои одёжки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил: «Сегодня не лягу спать, пока не сделаю все пять дел! И даже шестое сделаю – пожелаю всем спокойной ночи!»