9 Международный конкурс образовательных проектов «Диалог культур – путь к пониманию»
Классный час «Чаша на других коленях»
Республика Татарстан, Тукаевский район, с. Мелекес, МБОУ «Мелекесская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Умнова Л.И.
Актуальность проблемы.
Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды. В конце последних десятилетий ушедшего века в мире, полиэтнических по своему составу, на фоне углубляющейся интернационализации культур, унификации образа жизни начала развиваться тенденция роста этничности. Под этнической идентичностью (этничностью) понимается эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также — осознанное ценностное отношение к историй и культуре своего народа, к его традициям, обрядам, фольклору и языку, и территории проживания этноса и его государственности.
Процесс формирования культуры межнационального общения является сложным и многогранным. Управление этим процессом требует, прежде всего, глубокого понимания его сущности и содержания, четкого и точного представления о тех факторах, которые определяют его развитие.
На основе определения содержания и структуры культуры межнационального общения, а также, учитывая возрастные особенности учащихся — заключённых и практику повседневной деятельности, выделяются четыре уровня культуры межнационального общения. Критерием выделения уровней служит степень самостоятельности проявления культуры межнационального общения у индивида.
Культура межнационального общения как интегральное качество личности имеет четыре уровня сформированности: конфликтный, нейтрально-конфликтный, нейтральный, неконфликтный, на которых мотивационно-смысловой компонент восходит от отрицательного и безразличного отношения к другим этническим группами и их культурам к зрелым формам положительного отношения к ним; познавательно-практический компонент – от непринятия знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа до интереса и потребности в приобретении новых знаний, способности самосовершенствования своей личности; поведенческо-интегрирующий компонент – от враждебного и агрессивного поведения между представителями различных национальностей до принятия дружеских и уважительных отношений.
В целом мероприятие должно донести до сознания детей, что этнокультурное разнообразие, было, есть и будет. Признание и принятие различий, существующих между представителями различных культур, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межэтнического взаимодействия.
Мероприятие должна помочь осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Цель мероприятия – Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества, формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
Задачи:
– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности учащихся;
– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
– помочь школьникам быть понятыми и признанными.
Механизм реализации
Через деятельностный подход учащихся.
Описание предполагаемых результатов
Культура межнационального общения интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать самостоятельное качество личности. Зная сущностные характеристики изучаемого качества личности: сущность данного феномена, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами позволяет сформировать культуру межнационального общения у учащихся
В данном конкретном коллективе учащихся нашей школы я считаю необходимым предметно заниматься формированием культуры межнациональных отношений. Для этого в плане воспитательной работы в будущем считаю целесообразным предусматривать проведение классных часов о культуре народов Поволжья, России в целом.
Ожидаемые учебные результаты:
сформировать представление о природе межнациональной терпимости, об особенностях поведения в обществе , об основных принципах национальной политики РФ;
развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций
Ход занятия
Упражнение «комплимент»
Участники занятия говорят друг другу что- нибудь приятное ( одно предложение)
Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
ученик | |||||||
Все вместе слушают притчу | |||||||
Однажды ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого терпения. Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой.
Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель сказал:
— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
— Не только, — ответил учитель, — в том, что ты оберегаешь свои же колени особой добродетели и заслуги нет.
— Так что же ещё он должен делать? — спросил недоуменно ученик, не открывая глаз.
— Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась — сказал учитель.
| |||||||
учитель | ученик | ||||||
Осознание проблемы О чем будет урок | О терпимости | ||||||
По другому терпимость как называется | толерантность | ||||||
Давайте обратимся к толковому словарю | 1 группа
| ||||||
толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.[1]
| |||||||
2 группа | |||||||
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2]. | |||||||
По вашему толерантность положительное или отрицательное качество? | Толерантность – положительное качество человека. Под толерантностью не подразумевается же уступка, снисхождение или потворство. | ||||||
| Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям | ||||||
Теперь, давайте, сделаем выводы | толера́нтность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде. | ||||||
Постановка цели и формулирование задачи | |||||||
Так к чему же мы должны сегодня научиться | уважению, принятию и правильному пониманию других культур, способам самовыражения и проявлению человеческой индивидуальности. | ||||||
Выбор стратегии | |||||||
А этому на одном только уроке можно научиться? | Нет. Этому надо прийти через понимание других, окружающих | ||||||
Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место срадающего, испытываешь действительно сострадание.» Как вы понимаете данное высказывание? | Дети делятся со своими мыслями. | ||||||
А почему все люди не одинаковые? | Потому что обычаи, культура среда разная | ||||||
Просмотр видеоролика | |||||||
Если мы все были одинаковыми, нам интересно было бы. | Нет. Потому что мир в красках только прекрасен. | ||||||
Группы знакомят народами Татарстана, и защищают свои проекты | |||||||
| русские | татары | башкиры | чуваши | мордва | ||
|
|
|
|
|
| ||
Обряды, обычае |
|
|
|
|
| ||
костюмы |
|
|
|
|
| ||
Великие люди |
|
|
|
|
| ||
Пословицы про дружбу |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
Просмотр видеоролика | |||||||
Но все таки мы какие | Но все таки мы люди все одинаковые, потому что мы одинаково страдаем и радуемся, любим и ненавидим… | ||||||
Упражнение «Я такой же, как ты» | |||||||
Порядок выполнения. Каждый себе выбирает игровое имя. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик, достается, бросает его любимому товарищу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же, как и его партнер. Например, если бы одного из вас звали Кнопка, а другого- Геракл, то это обращение должно было бы прозвучать так: «Кнопка, я такой же, как ты, потому что ты сильная, как Геракл, и можешь держать предметы, которые больше и тяжелее тебя» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие и несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему. | |||||||
По окончании упражнения короткая дискуссия | Мы такие разные в тоже время такие одинаковые. Поэтому мы все в этом мире должны жить в мире и в согласии | ||||||
Что характерно толерантному человеку | терпение чувство юмора расположенность к другим доверие умение владеть собой доброжелательность умение не осуждать других умение слущать любознательность способность к сопереживанию | ||||||
|
| ||||||
Осознание результатов деятельности | |||||||
| Чтобы каждый человек думал о своей чаше на других коленях | ||||||
Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием «добра». Народ на счет этого что говорит | сделаешь добро — полу чишь добро», «сделав другому зло не жди от него добра», «сделанное добро не пропадает». «терпение — чистое золото», «терпе ние — залог успеха» (дословно: «терпеливому грудинка достается»), «терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «быть терпеливым — счастье». «добром на добро может ответить каждый, добром на зло — только ис тинный мужчина», «ударившего тебя камнем одари угощением», «по моги даже врагу, если ему нужна помощь». | ||||||
И так, толерантность подразумевает. | Готовность мириться с чужим мнением; Уважение человеческого достоинства; Принятие другого таким какой он есть; Способность поставить себя на место другого; Уважение права быть другим; Терпимость к чужим мнениям, поведению; Отказ от причинения вреда и насилия. | ||||||
1.Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)? 2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов? 3. Какая часть занятия была для вас наиболее интересна, почему? | Обоснованные ответы учащихся. | ||||||
Мир на Земле всем важен. Символ мира что?
| Аист. Аист на крыше, мир на Земле
| ||||||
Мы с вами научимся делать оригами Аиста |
| ||||||
С помощью видеоролика дети учатся делать оригами журавля, и друг другу дарят желая самое хорошее | |||||||
Актуально ли это проблема в нашем мире | Да. Дети примеры приводят | ||||||
О чем должен думать каждый человек, чтобы самим хорошо было? Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. | Мы должны думать об окружающих, чтоб и самим спокойно и мирно. Надо думать о своих чашах на других коленях. | ||||||
Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям. |
|
Список использованных информационных источников.
Тишков В.А. Педагогика толерантности //http: //www. ug.ru
«Воспитание школьников» №2 2008г. А.Гурьянов «Воспитание толерантной личности»
«Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности» В.Н.Галяпина, Т.В.Поштарева. Ставрополь, 2004 г.
«Россия: трансформирующееся общество» М., 2001г.
«Толерантность и права ребенка» Ставрополь, 2002 г.
«Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае». Ставрополь,2002 г.
«Принципы толерантности в образовательном процессе» С.Ю. Иванова. Ставрополь, 2008