«День космонавтики»
Классный час (4 класс)
Цели: создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «День космонавтики»(собственная разработка).
Предварительная подготовка: подбор материалов для создания презентации, создание презентации, четвероклассники и классный руководитель задействованы в подготовке и проведении классного часа.
Демонстрация слайдов презентации | ||||||
Учитель. Прочитайте слова. Как вы их понимаете? /Работа в группах. Каждая группа обсуждает и предлагает значение слов: космос, космонавт, космонавтика./ Космос – околоземное пространство, Вселенная. Космонавт – человек, проводящий исследования в составе экипажа космического корабля. Космонавтика – совокупность отраслей науки и техники для исследования и освоения космоса, внеземных объектов для нужд человечества с использованием космических аппаратов. Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний классный час? /Дети высказывают свои предположения./ | Слайд 2 | |||||
Учитель. Правильно. Наш классный час посвящен Дню космонавтики. Что вам известно об этом празднике, об освоении космоса? Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Поскольку мы будем путешественниками нам нужно заполнить «бортовой журнал». Занесем имеющиеся знания в левую колонку таблицы. Во второй колонке запишите, что вы хотите нового узнать.
/Проводится обсуждение первой колонки таблицы. В ходе проведения классного часа во время остановок дети заполняют третью колонку./
| Слайд 3 | |||||
Учитель. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года — человек начал освоение космоса. Неслучайно по решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Этот праздник в нашей стране установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Я думаю, что этот день 12 апреля останется красной праздничной датой на все грядущие века. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…» (К.Э.Циолковский) | Слайд 4 | |||||
Ученик 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Согласно древней мудрости: «Две вещи поражают нас больше всего — звезды над головой и совесть внутри нас …» Ученик 2. «Человечество не останется вечно на Земле, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Константин Эдуардович Циолковский
| Слайд 5 | |||||
Ученик 3. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. | Слайд 6 | |||||
Ученик 4. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа. | Слайд 7 | |||||
Учитель. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса. Ученик 1. Русский ученый, основоположник космонавтики. Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос. Ученик 2. Изобретатель первых советских космических кораблей. Сергей Павлович Королев (1906 -1966) — российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | |||||
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие и узнаем историю событий в освоении космоса. | Слайд 11 | |||||
18 октября 1947 года Начал действовать первый космодром Капустин Яр в Астраханской области. Предназначен для пусков геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские и французские спутники. | | |||||
12 февраля.1955 Постановлением Совета Министров СССР принято решение о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты и запуску искусственных спутников Земли. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. | | |||||
4 октября 1957 года… Начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1). | | |||||
3 ноября 1957 года… Запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни. | | |||||
15 мая 1958 года – запущен третий спутник. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства. | | |||||
4 января 1959 – станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. | | |||||
12 сентября 1959 года «Луна-2», автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна. | | |||||
4 октября 1959 года «Луна-3», автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны. | | |||||
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка. | | |||||
12 февраля 1961 года – «Венера-1», космический аппарат, а затем и «Марс». | | |||||
25 марта 1961 года – запуск корабля—спутника 5 | | |||||
И вот 12 апреля 1961 года… Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель «Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли. | | |||||
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. | | |||||
С 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле «Восток-2» первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов. | | |||||
В августе 1962 года космонавты Андриан Николаев и Павел Попович совершат первый групповой полет. | | |||||
16-19 июня 1963 года – первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6». | | |||||
12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль «Восход». В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров. | | |||||
18 марта 1965 года Алексей Леонов совершает первый выход в открытый космос с корабля «Восток-2». Он удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд. | | |||||
Следующий этап российской пилотируемой космонавтики — создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций «Салют». | | |||||
С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле «Союз-9». | | |||||
20-21 июля 1969 года – первая посадка человека на Луну. Армстронг и Олдрин пробыли на Луне 21 ч. 36 мин. Доставлено 22 кг. лунной породы. | | |||||
15-21 июля 1975 года – первый международный космический полет. На орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон», пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом. | | |||||
На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий — станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года — 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира. | | |||||
Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет. | | |||||
Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. | | |||||
Учитель. 12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. | Слайд 12 | |||||
Ученик 3. Апрель. Весна благоухала. Науку «грыз» двадцатый век. Вдруг сообщение прозвучало: «Поднялся в космос человек!» Обыкновенный человек, Открыл космический наш век И стал легендою Гагарин! Из Гжатска сельский паренёк Стал самым первым космонавтом! Космический корабль «Восток» Был просто сказочным гигантом! В тот героический момент Ещё совсем не знали люди, Что долетим мы до планет И столько космонавтов будет! Итак, двенадцатым числом, Первопроходцем, пионером СССР, шагнув вперёд, Открыл космическую эру! И вот уже почти полвека День космонавтики гремит! | | |||||
Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в г. Гжатске Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. – с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне. | Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | |||||
Ученик 4. В день весенний, день апрельский, Много лет тому назад Мчалась в космос ракета, Завораживая взгляд.
Говорили люди гордо: «Русский парень полетел!» И героем космонавтом Каждый мальчик стать хотел.
Только первым быть не просто. Очень сложно первым стать. Надо вырасти достойным, Всё уметь и много знать. Но когда-нибудь ты тоже Можешь к звёздам полететь. Ты, дружок, всего добьёшься, | Слайд 16 | |||||
Учитель. После Юрия Гагарина в космосе побывал 436 землянин. В ряду десятилетий каждый год Мы метим новыми Космическими вехами. Но помним: К звездам начался поход С Гагаринского Русского «Поехали!» | Слайд 17 | |||||
Ученик 2. 1 января 1956 года в городе Чапаевске родился Авдеев Сергей Васильевич. Герой Российской Федерации, Летчик-космонавт Российской Федерации, Космонавт-испытатель отряда космонавтов ГКБ РКК «Энергия», 74-й космонавт России, 274-й космонавт мира. В 1987 г. зачислен в отряд космонавтов. В 1989 г. закончил общекосмическую подготовку. Первый космический полет совершил с 27 июня 1992 по 1 февраля 1993 гг. в составе международного экипажа. Длительность полета: 188 сут 21 час 41 мин 15 сек. С.В.Авдеев имеет 30 часов налета на учебном самолете Л-39, совершил 35 прыжков с парашютом. Является кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. | Слайд 18 | |||||
Ученик 3. Многое изменилось в космонавтике после полёта Юрия Гагарина: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Космонавты работают в космосе теперь подолгу. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. | Слайд 19 | |||||
Ученик 4. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические станции, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта. На Марс и Венеру опускались автоматические зонды, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям. | Слайд 20 | |||||
Ученик 1. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии, США и других стран. | Слайд 21 Слайд 22 | |||||
Ученик 2. Подавляющее большинство россиян — 85% — считают, что полет Юрия Гагарина и космические экспедиции последующих лет — это то, чем мы всегда будем гордиться… | Слайд 23 | |||||
Учитель. «Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью». Ю.А. Гагарин, 20.03.1967 г. | Слайд 24 | |||||
Ученик 3. А звёзды мигают и машут куда-то, А звёзды, а звёзды куда-то зовут, Мы Землю давно облетели, ребята, Пора проложить межпланетный маршрут. | Слайд 25 | |||||
Учитель. «Жить и верить — это замечательно, Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего — чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается… Через 10-15 лет вы поведете корабли к другим планетам или будете создавать эти корабли. | Слайд 26 Слайд 27 | |||||
Ученик 4. Герои — космонавты
Кто полетел к планетам первый? | | |||||
Учитель. Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса? Запишите это в правой колонке таблицы нашего «бортового журнала». На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы? В группах составьте синквейн о Дне космонавтики. Что вам понравилось на классном часе? Почему? На выбранных звездочках на обратной стороне изобразите схематически свое настроение.. | |