Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шимановска»
План – конспект внеклассного мероприятия.
(1 класс)
«Праздник доброты»
подготовила Суслова Елена Алексеевна
учитель начальных классов,
Г. Шимановск, 2012
«Праздник доброты»
Цель: на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки. Формировать у детей понятие «вежливые слова» и пополнить их словарный запас; подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна еще и внутренняя, которая не позволяет быть человеку грубым и черствым.
Учитель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте и вежливости. Что такое доброта?
(высказывания детей)
Учитель: Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Учитель: Что значит быть добрым? Какие пословицы о доброте вы знаете?
(высказывания детей)
Учитель: А сейчас Витя прочитает вам стихотворение Л. Татьяничевой «Счастье».
Ученик: Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряется
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию, дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Учитель: Много славных дел ждет нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
Дети поют песню «Улыбка» сл. Пляцковского, муз. Шаинского В.
Учитель: Добрый человек никогда не обидит слабого, не оскорбит человека за то, то тот имеет какие-то физические недостатки, потому что знает, что это обидно.
Учитель: А сейчас Катя прочитает нам стихотворение Э. Успенского «Рыжий»
Ученица: Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой!
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил.
Вот он к деду. Ну а дед
Говорит ему в ответ:
У меня ведь тоже конопушки!
Если выйду я во двор,
Самому мне до сих пор
Вслед кричат ехидные старушки:
Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой!
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил!
В небе солнышко горит
И мальчишке говорит:
Я ведь тоже рыжим уродилось!
Я ведь, если захочу,
Всех подряд раззолочу.
Ну-ка посмотри, что получилось!
Рыжий папа! Рыжий дед!
Рыжим стал весь белый свет!
Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой!..
А если каждый конопат,
Где на всех набрать лопат?!
Учитель: Добрый человек не начнет драку, не пройдет мимо нее, остановит дерущихся.
Учитель: Ваня прочитает стихотворение В. Лифшиц «Два козла», подумайте о чем оно?
Ученик: Подрались два козла,
Подрались для забавы,
Не то чтобы со зла.
Один из них тихонько
Приятеля боднул,
Другой из них легонько
Приятеля лягнул.
Один боднул приятеля
Немножко посильней.
Другой лягнул приятеля
Немножко побольней.
Один разгорячился,
Боднул что было сил!
Другой его рогами
Под брюхо подцепил!
Кто прав, а кто виновен
Запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся
Не в шутку, а всерьез…
Я вспомнил эту драку,
Когда передо мной
На школьной перемене
Такой же вспыхнул бой.
Учитель: А легко ли быть добрым?
(высказывания детей)
Ученик: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Ученица: Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Ученик: Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ученица: Доброта с годами не стает,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Добрый человек добр не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. К кому же это? Кто имеет таких друзей? Как вы к ним относитесь?
(высказывания детей)
Группа ребят исполняет песню «Не дразните собак» сл. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
Учитель: Доброта человека проявляется в его поступках и не только в них, но и в словах, которые он использует в общении. Какие слова использует добрый человек?
(высказывания детей)
Учитель: Да, людей, которые используют эти слова, называют еще и вежливыми. А что такое вежливость?
(дети высказываются)
Учитель: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой?
Разыгрывается сценка
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невеселый такой? Может задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино: Потому что не умею себя сдерживать!
Мальвина: А как ты думаешь, приято ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду!
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли ты разговариваешь нормальным тоном.
(ребята высказываются)
Мальвина: Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но и, к сожалению, с папой Карло.
Буратино: Не было такого, не было, не было…
Мальвина: Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое – или хочу в школу, хочу в школу» — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино: Может быть я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот, учительница двойку за кляксу составила ему, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было? Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята!
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда думать вначале: не обидишь ли ты человека, тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!
Учитель: Буратино и Мальвина убедили, надеюсь, вас в том, что к словам нужно относиться внимательно. Ведь по ним судят о вас, добры ли вы, вежливы вы. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них нам не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям:
Частушки:
Ученик: Заиграй-ка, балалайка, Ученик: В поезд входят три юнната
Балалайка три струны, «Ух, народу сколько тут!
Запевайте не зевайте, Занимай места, ребята,
Выходите, плясуны. А то бабушки придут!»
Ученица: Чтобы печка разгорелась, Ученица: Говорит лентяйке мать:
Надо жару поддавать, — Убери свою кровать.
Чтоб частушка лучше пелась, — Я бы, мама, убрала,
Надо пляской помогать. Только я еще мала.
Ученик: Лида в круг вбежала смела, Ученик: А наш Гриша ходит гордо,
Завертелась, как юла, В ход пускает кулаки.
И под музыку запела У задиры под глазами
Про знакомые дела. Не проходят синяки.
Ученица: Тетя Сима попросила Ученица: Витя очень умный парень,
Слазить Витю на чердак. Может все он смастерить,
— Извините, тетя Сима, Только «здравствуй» и «спасибо»
Я вам вовсе не батрак. Не умеет говорить.
Учитель: А теперь я предлагаю выполнить несколько заданий:
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил 4 ошибки. Какие?
2. Одна девочка жаловалась маме:
— Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.
— А как ты его зовешь? – спросила мама.
— Я ему просто кричу: «Эй, ты!» Права ли Галя?
Учитель: Что же можно сказать о героях в этих ситуациях?
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Ученица: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам. Бывало в вашей жизни такое:
«Витя сказал маме, что пойдет во двор и вернется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел» — отвечает Вова. У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.»
Учитель: Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что бываем невнимательны к ним. Никогда не забывай о том, что ты пообещал.
Учитель: Разговор наш подходит к концу. Подведем итоги. Какими же вы должны расти с детства? Какие правила вежливости должны знать и выполнять?
Ученик: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможите
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и бабушкой
Вы из не перебьете.
И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Учитель: Прочитайте Правила вежливости.
Будь всегда приветлив; при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
Старшим, больным, усталым уступай место в транспорте.
Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
Никогда и некуда не опаздывай.
Не заставляй волноваться о себе.
Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Будь вежлив!
Ученица: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Ученик: И если, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя, ты счастлив,
Что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Ученица: Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Дети исполняют песню кота Леопольда о доброте.
Список используемой литературы:
https://poezosfera.ru/?p=4043 Стихотворение Л. Татьяничевой «Счастье».
Хрестоматия школьника Эдуард Успенский Голубой вагон. – М.: АСТ: Люкс, 2005
Полная хрестоматия для начальной школы 2 класс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.