Мунипальное общеобразовательное учреждение
«Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Классный час
(1 класс)
«Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья»
Подготовила учитель второй
квалификационной категории
Кудряшова А.Х.
Цель занятия: научить заботиться о своем здоровье; формировать у детей представления о здоровом образе жизни; укреплять гигиенические навыки.
Оборудования: плакаты «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Вода и мыло – настоящие друзья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; картинки с изображением животных; маленькие бумажные солнышки для каждого ученика; магнитофон.
Организационный момент.
Беседа по теме.
— Здравствуйте! Я желаю вам здоровья. Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.
— Сегодня, 7 апреля, всемирный день здоровья. Мы с вами не можем остаться в стороне, и наш классный час посвятим здоровью.
— Кто мне скажет, что означает слово здоровье? (Ответы детей)
«Сотвори в себе солнце»
В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце, которое лежит у вас в ладошке. Оно несет тепло всем-всем.
— Но посмотрите, наше солнышко безликое, давайте сделаем его радостным, теплым, добрым. (Готовые солнышки прикрепляем к доске)
— Ребята, скажите, а почему вы в свободное время идете гулять, а не сидите дома?
(Нужен свежий воздух,…)
— А без чего бы высохли деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Без воды)
На доску вывешивается плакат
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
Природа подарила людям хороших друзей, и мы с вами должны с ними дружить.
— Будем дружить с ними?
— Сегодня мы поближе познакомимся с другом по имени Вода.
— Ребята, а вы видели, как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)
Зачем она это делает?
— А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки с изображением животных)
— Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Вспомним сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр» (Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята…»)
— Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?
— А зачем моется человек?
— Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты и болит живот и т.д.)
3. Оздоровительная минутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Анализ игровой ситуации.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой… (позор)»
— Как же не быть грязнулей? (Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получить от этого удовольствие).
5. Советы друга Воды:
Раз в неделю мойся основательно.
Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
Каждый день мой ноги и руки перед сном.
Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
6. Продолжение беседы по теме «Сказку о микробах»
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
— Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
— Что помогает нам победить микробов? (Вода)
С водой надо дружить. Без воды не может жить человек.
— Как вы думаете, мама перед тем, как готовить пищу, моет руки?
— Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце).
Да, Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
От простой воды и мыла у микробов тают силы
7. Игровая ситуация.
Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал «Вредные советы»:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
— Скажите, какой портрет человека получится, который выполняет эти вредные советы. Это красивый человек?
8. Итог.
Друзья! Нам прощаться настала пора!
Чтоб не случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Список литературы:
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб, 1997
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб, 1997.
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.
Мир детства: Младший школьник. М., 1988.