«Уважай старость.
Наши дедушки и бабушки»
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 им. Б.Н.Куликова
г. Семикаракорска
Шах Елена Петровна
2012г.
Тема: «Уважай старость. Наши дедушки и бабушки»
Цели и задачи:
воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям;
воспитание уважения к пожилым людям;
усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста
Оборудование: на классной доске записана поговорка «Семья стариками держится», стенд «Бабушка и внуки» (фотографии учащихся и их бабушек и дедушек)
Ход классного часа:
— Ребята, прочитайте поговорку, записанную на доске.
— Как вы ее понимаете?
— Кто может сказать, о чем мы поведем сегодня наш разговор?
— Какова тема нашего классного часа7
— Но прежде чем поговорить о старших членах ваших семей, хотелось бы вспомнить вместе с вами, а какова, же вообще роль семьи в жизни каждого человека?
— Вот послушайте несколько пословиц и поговорок о семье и объясните, как вы их понимаете.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Дружная семья гору свернет.
Самое лучшее наследство- воспитанность.
Добрые детки дому венец, а плохие- дому конец.
Учитель выслушивает рассуждения детей.
— Вы в основном правильно поняли эти пословицы и поговорки. Семья- это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.
Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве. Скорее всего, это дедушка и бабушка.
Вот и сегодня на классном часе мы поговорим о пожилых людях.
— А вы всегда вежливы со старшими людьми?
— в Японии даже существует пословица: «Те, кто не слушаются старших, умирают молодыми- зачем им старость, которую они так не уважают».
Я предлагаю вам послушать песенку «Я с бабушкой своею»
Бабушкины руки
1 к.Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Припев:
Без бабушки, без бабушки
Не испечь оладушки,
Котлеты пережарятся,
Свернется молоко.
А с бабушкой, бабусенькой
Все сразу станет вкусненько,
Живется в доме весело
И дышится легко.
2к.Я с ней не знаю скуки,
Мне всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Припев (тот же)
3 к.Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда , как правило, дедушки и бабушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненной мудрости и опыту прислушивались все. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб. Но при этом будьте внимательны, чтобы у вас не получилось, как в шуточном стихотворении Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат»
В огороде, в огороде
Вот беда —
Появилась, поселилась
Лебеда.
Бабка ахнула:
— Поди-ка, И не видно,
Где клубника!
Я повыдергаю траву,
Уничтожу лебеду,
На неё найду управу —
Сорок внуков приведу!
Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава:
— С ней расправишься не скоро
Ох и цепкая трава!
Но повыдергали Траву,
Поработали На славу.
Бабка ахнула:— Поди-ка!
Ишь какая благодать!
Только где Моя клубника?
Что-то ягод Не видать!
— А теперь обратный пример. Послушайте стихотворение той же А.Барто
КАК ВОВКА БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки…—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему:—
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
— Ребята, ваши бабушки и дедушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они на своем пути. Многие достигли высоких вершин в жизни. У многих пожилых людей неважное здоровье, поэтому не мешает почаще им помогать: не забывать поблагодарить за обед, помочь вынести мусор, помыть обувь, полить цветы, сходить в магазин и просто налить им чая.
-Послушайте стихотворение «ДЕДУШКИНА ВНУЧКА»
Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.
А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.
Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?
— Я дедушкина внучка,
Мой дед — Герой Труда…—
Но внучка—белоручка,
И в этом вся беда!
Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.
Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.
Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.
— Что вы можете сказать о девочке?
— Можно ли так поступать со своими близкими?
— Что бы вы ей посоветовали?
— Относиться внимательно и помогать надо не только своим бабушке и дедушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим и одиноким, больным, престарелым людям. И опять помните: ваша помощь престарелым людям должна быть искренней и бескорыстной.
— как вы понимаете слова «искренней и бескорыстной»?
Я предлагаю вам посмотреть сценку по мотивам А.Барто «Шефы»
1 ученик.
Пришли к пенсионерке
Три юных пионерки.
Явились утром ранним,
Чтоб окружить вниманьем,
Окружить любовью
Бабушку Прасковью.
Спокойно спит старуха,
Не ведает печали,
И вдруг ей прямо в ухо
Подружки закричали:
Три ученицы (хором)
— Как ваше здоровье,
Бабушка Прасковья?
1 ученик.
Тут всполошилась бабка:
Бабушка Прасковья
— Где фартук мой? Где тряпка
Как я гостей встречаю? —
2 ученица.
И стол накрыла к чаю.
Хлопочет у печурки,
Подкладывает щепки:
Бабушка
— Скажите мне, девчурки,
Какой вы пьете, крепкий?
1 ученик
Выпили подружки
Чайку по полной кружке,
А бабушка Прасковья
Сказала:
Бабушка
— На здоровье!
Я чаю пить не буду,—
2 ученица
И вымыла посуду.
И так она устала —
Ей даже плохо стало!
Достаточно к старушке
Проявлено вниманья!
Ушли домой подружки,
Сказавши: — До свиданья.
Им галочку в тетради
Поставили в отряде:
«Окружена любовью
Бабушка Прасковья».
— Ребята, а теперь представьте некоторые жизненные ситуации. Какой вы найдете выход в каждой из них:
А) Четвероклассники сидят в автобусе (трамвае). Входит старушка
Б) Идет дедушка с тяжелой сумкой. Его нужно превести через дорогу.
(группа ребят выбирает себе роли и обыгрывают ситуации)
— итог занятия.
— Мы все с вами любим наших бабушек и дедушек.
— Давайте сделаем вывод, как же нужно относиться к пожилым людям?
— А закончить наш классный час мне хотелось бы стихотворением, которое называется
«ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»
Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Что бы мир их сумрачный и зыбкий
Озарился радостью тот час.
Вы не допускайте им в печали
Опускаться горестно в постель,
Эти руки некогда качали
Безотказно вашу колыбель.
Будьте им надежным, верным другом.
Пусть их ваша не страшит беда,
Жутко ведь, когда глядят с испугом
Вам в лицо любимые глаза.
Те глаза, которые с с тревогой
Вглядывались в детское лицо,
Или, провожая вас в дорогу,
Вслед глядели, выйдя на крыльцо.
Те глаза, которые украдкой
Прятали надежду, как в бреду
Плакали над детскою кроваткой,
Отведя нависшую беду.
Самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда —
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость — беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!
Список используемой литературы.
1.А.Барто .Сборник стихотворений.
2. Внеклассные мероприятия. Москва: Вако, 2007
3. Праздники 20 века в школе. Волгоград: Учитель, 2008
4. Развивающие классные часы и праздники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006