«Год культуры в России»
Составитель: Сук Наталия Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 8,
города Моздока РСО-Алания
Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.
Задачи:
познакомить учащихся с поэтической картинной галереей;
развивать познавательную активность обучающихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства;
воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.
Оборудование: презентация, АМР учителя.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Ход классного часа
Введение в тему классного часа(слайд 1,2)
2014 год в России – Год культуры
В Указе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире».
В переводе с латинского языка слово «культура» означает — обработка, образование, воспитанность. Это слово употребляли как противоположное слову «натура» — природа. Т.е. все, к чему притронулась рука человека, все искусственное, неестественное — попадало под это определение. Но, познавая окружающий мир, человек познавал, а вместе из тем и «обрабатывал», самого себя, занимался образованием, воспитанием.
(слайд 3)
Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Культ Ура — поклоненье Свету,
Сияющему в звёздной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!
Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закалённого в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране…
Культура нам дана для осознания
Со — Творчества
процессов Мироздания.
(слайд 4) Духовные богатства России
Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!
Замечательные картины осени русских художников в стихах современных поэтов обрели голос.
(слайд 5)
Учащиеся прослушивают аудиозапись «9 картин». Автор произведения: Хармс Даниил.
Девять
Картин
Нарисовано
Тут.
Мы разглядели их
В девять
Минут.
Но если б
Их было
Не девять,
А больше,
То мы
И глазели
На них бы
Подольше.
Ученик 1. Вот художник, так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Ученик 2. Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
но совсем не так как летом.
Отгадать загадку простим,
Кто художник этот?
Все. Осень!
Осень. “Что в ней хорошего?” — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…
Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.
Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи и поэзии. Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты.
(слайд 6)
Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.
Картина «Золотая осень» — одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Люблю я пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.
Поэтическая картинная галерея Ивана Есаулкова
И. И. Левитан Золотая осень. 1895 г.
Когда-то в «Родной речи»
Прошла с картиной встреча
И в памяти яркА!
Что может быть попроще?
Берёзовая роща,
Осинки, луг, река.
Ах, «Золотая осень»!
Красива неба просинь,
Деревня вдалеке,
Вода в реке светлеет,
И озимь зеленеет.
И так тепло щеке,
И наплывают грёзы,
Когда прижмусь к берёзе
На миг один щекой.
А сердце встрепенётся
И радостно забьётся
От красоты такой!
(слайд 7) И. Левитан Осень. 1897 г
Вот, зритель, мы и посмотрели
У Левитана акварели!
И осень на одной видна –
Как замечательна она!
В картине очень поэтична,
Очаровательна, лирична
И выразительна река:
Её пустынны берега,
Засыпанные сплошь листвою;
Река пленяет синевою.
На первом плане слева ель
Вошла ветвями в акварель.
Правее образуют сетку
Деревьев тонких, голых ветки.
Кой-где хранят они листы.
А краски нежны и чисты.
Осенний день, спокойный, серый,
В своей прозрачен атмосфере.
Задумчивая тишина
В пейзаже этом нам видна.
В нём много грусти и печали.
Пустынны берега и дали,
Где то ли лес, не то холмы
На фоне неба видим мы.
Хотя и осень, но, похоже,
Что наступило бабье лето.
Сегодня день такой погожий
И ярко-солнечный при этом!
Зажгли свои костры деревья,
Пожар их небо отражает.
Дождалась от полей деревня
Невиданного урожая.
Снопы просушат, обмолотят –
И снова люди будут с хлебом.
Как хороша была работа
Под лучезарно-ярким небом!
Пейзажа русского раздолье!
В картине на переднем плане
Плетень, за ним пустое поле,
А справа от плетня – поляна.
Горят осенние деревья,
За ними – избы и усадьбы.
Закончит обмолот деревня –
Тогда рекой польются свадьбы.
Сегодня день такой погожий
И ярко-солнечный при этом.
Хотя и осень, но, похоже,
Что наступило бабье лето!
Сухое дерево притягивает взгляд
И вводит непосредственно в сюжет;
За ним два дерева цветущие стоят,
Но в кронах виден увяданья след.
На заднем плане все деревья зелены,
Нечётки очертания их крон,
Тона листвы приглушены и холодны.
А над всем лесом – хмурый небосклон.
Уже у дерева засохшего кора
Где отвалилась, где покрыта мхом…
Взаимосвязано в природе всё – пора
Приходит иль расти, иль пасть ничком.
Три возраста деревьев Шишкин показал –
Их гибель, увяданье и расцвет.
О жизни леса нам удачно рассказал,
Связав всё в поучительный сюжет.
Последняя, наверное, работа –
Привычный для Васильева сюжет.
Болото. Лес осенний в позолоте.
Стремительно врывается рассвет.
Написано всё очень мелодично…
Кто с творчеством Васильева знаком,
Тот скажет, что картина необычна,
Стоит среди других особняком.
Осенней и немного грустной сказке
Картина по звучанию близка.
Переливаясь, загорелись краски.
Хоть хмурятся на небе облака,
Природа очень красочна, нарядна.
Деревья и трава освещены.
И хочется прислушиваться жадно
К звучанию певучей тишины.
Вы тоже, вероятно, услыхали
Осенний незатейливый мотив,
Который, с ноткой грусти и печали,
По-русски прост, удачен и красив.
Берёзовая небольшая роща
В картине лишь намечена мазком.
Листву берёза каждая полощет
В воде, что протянулась озерцом.
Ещё едва заметно увяданье,
Ещё листва висит, не сорвалась,
А кончилось с природою свиданье,
Работа над картиной прервалась.
И ничего уже нельзя поделать –
От смерти никому спасенья нет!..
Художник мог ещё так много сделать,
Но… только умер двадцати трёх лет!..
Элла Гоник
Погас последний луч неяркого заката,
И вечер опустился, притаясь,
Раскинула берёза кружевное злато,
Ажурна листьев пожелтевших вязь.
Белеет нежно барский дом, о сне мечтая,
Светлы дорожки. Зелена трава.
И в сумраке осеннем так печально тают
Какие-то негромкие слова.
Повсюду чувствуешь осеннее дыханье,
И яркий цвет уже совсем продрог,—
И душу холодят печаль и боль прощанья,
Ведь знаем мы — всему приходит срок.
Элла Гоник
Яркий шатёр свой раскинула осень,
Золотом выткала леса наряд,
Ветер листву молчаливо разносит,
Словно справляя печальный обряд.
В тихом лесу одиночество бродит,
Нет никого. Лишь сорок болтовня.
Всё приумолкло, застыло в природе
До наступления тёплого дня.
Гроздья рябины пылают так ярко,
В солнечных бликах пожаром горят…
Как же роскошен цветной полушалок,
Как нас пленяет осенний наряд!
Марина Барщевская
Позолотив древесные листы,
В пейзаж добавив охры и кармина,
Художник-Осень расписал картины,
Использовав небесные холсты.
Не хочется природе суеты
Пред тем, как лечь под снежные перины.
Невеста так готовится к смотринам,
Неся красу девичьей чистоты.
Утихли грозы в одночасье, сразу,-
И воды стали тихи и спокойны,
Величье отразив небес достойно.
Уж реже ночью звёзд спадают стразы.
Сентябрь явился с царственным указом.
Он чувства заключил в порядок стройный.
Рефлексия.
Какие чувства возникли у вас при знакомстве с полотнами великих художников?
Как вы считаете, нужно ли сохранять исторические памятники культуры и для чего?
Стихи и живопись нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства — великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые — не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.
(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).
Источники информации:
http://www.stihi.ru/2012/10/02/5921
http://www.stihi.ru/2013/09/29/2005
http://www.stihi.ru/2012/09/19/3154
http://www.stihi.ru/2013/10/04/1716
http://www.stihi.ru/2012/10/17/1789
http://www.stihi.ru/2013/11/17/2176h
ttp://www.stihi.ru/2010/09/04/4316
http://www.stihi.ru/2010/08/30/4142
http://www.stihi.ru/2011/08/30/9374 стихи.ру