Классный час
Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи урока
в области ценностей:
учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта:
приобрести опыт коммуникативной деятельности;
в области знаний:
дать определение добра и зла; усвоить мотальные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2.Сообщение темы урока.
— Ребята, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.
Вы узнаете:
— Что такое добро.
— Что такое зло.
— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
3. Игровой момент: соберите пословицу.
Добро, зло пропадёт а не умрёт. (Добро не умрёт, а зло пропадёт.)
— Как вы думаете, почему так говорят?
4.Беседа.
— Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей).
Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».
Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли, — мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках.
Однако понятно, что мыслью можно делать и обратное, даже не осознавая этого. Потому, особое внимание мне бы хотелось обратить на такую нашу несовершенную сторону, как зло.
— Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей) (Слайд 8)
Вот при таком поведении, мысли наши и слова приобретают своеобразные «крючки» или стрелы, которые больно ранят человека.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
— Ребята, как вы думаете, каким легче быть добрым, или злым? Почему?
Игровой момент: соберите головоломку:
М ! Д
О ОГАЙ
П Я ЛЮ М
(Помогай людям)
-Как можно помогать людям? Как ещё можно творить добро?
Физ. минутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия как-то не получается, а ведь настоящая доброта – деятельная.
Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (Слайд 10)
— Как бы мы могли им помочь?
— Бездомным собакам и кошкам;
— пожелтевшим от жары цветам;
— своей бабушке, которая несёт сумки;
— пожилым, больным людям в общественном транспорте;
— уставшей маме.
Притча о добре и зле. (Слайд11)
— Ребята, послушайте притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Скажите, о каких двух волках говорил старик? Как вы понимаете последнюю фразу?
Рефлексия.
— Какие добрые дела можем совершить мы?
— Ребята, давайте совершим доброе дело сейчас, на уроке.
Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Скажите своему однокласснику хорошие, добрые слова и пожелайте добра.
— Выйдите к доске, напишите или нарисуйте, что для вас значит доброта.
Итог урока.
— Что вы узнали о добре и зле?
— Как можно сделать мир добрее?
— Почему надо бороться со злом?
— Дети, я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, — оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас — добрее, милосерднее и щедрее.
Задание на дом.
— Ребята, предлагаю выбрать вам одно из заданий:
1) Запишите: сколько добрых дел вы совершили за неделю, опишите одно подробно;
2) Составьте правила доброжелательности;
3) Поговорите дома с членами семьи, друзьями о добре и зле. Вспомните святых и расскажите на следующем уроке, какие добрые дела они совершили.