Классный час на тему: «Мой режим дня»
Цели:
— закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
— научить детей составлять режим дня;
— развивать кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование:
— толковый словарь;
— плакат-маска;
— карточки со словами;
— модель часов;
— карточка со словом «пиктография» и примеры пиктограмм;
— рисунки дорожных знаков, символы по уходу за одеждой, знаки на упаковке;
— плакат — «напоминашка»
Ход занятия
1. Орг.момент.
Сообщение темы классного часа.
— Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография», и как она может помочь каждому из вас.
Рассказ учителя.
— Среди ваших знакомых, наверняка, есть ребята, которые всё успевают: и уроки сделать и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают и тетрадки не забывают. А есть такие ребята, у которых только обещания: «потом», «не сейчас», «завтра»… «Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котёнком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошёл погулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего и не успел.
— Итак, кто такие «успевашки», вы поняли? А кого называют «неуспевашками»? (ответы детей). Ну, совсем как в следующем стихотворении.
(Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля»)
— Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!..
— Валя, быстрей собирайся,
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы – без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Неуспеваля.
Учитель: В самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается «тайна времени» всё-таки есть. И сейчас мы будем её разгадывать.
(учитель вешает плакат-маску, на котором написаны три предложения, но они закрыты, учитель открывает первую запись)
Учитель: Прочитаем!
Дети: (читают хором). Взялся за дело – не отвлекайся.
Учитель: Поясните, пожалуйста.
Дети: Если делаешь уроки, не отвлекайся. Пошёл в магазин – иди за покупками, а не стой и не болтай с другом.
(учитель открывает вторую запись)
Учитель: Читаем, поясняем.
Дети: (читают хором). Делай всё быстро.
Учитель: Посуду можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни, то и утра не хватит.
А ведь можно любое, даже неинтересное, дело делать быстро и с интересом. Попробуйте засечь время. Сколько времени ушло на это занятие? Попробуйте ещё раз – теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывайте при этом делать не только быстро, но и аккуратно.
А как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной времени». И называется она…(открываю третью запись) Читаем.
Дети: (читают хором). Режим дня.
Учитель: Что такое «режим дня»? (ответы детей). Обратимся к умной книге – толковому словарю. (Статья записана на плакате.)
Режим – распорядок дел, действий.
Например, режим дня, режим питания.
А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя. Послушайте стихотворение.
(ученик читает стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел»)
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
А что ни час –
Уметь всё время
Иметь на всё свой час и время:
И на веселье,
И на труд.
На шум и шутки
Пять минут.
И на потеху –
Сладкий миг.
И долгий час
На чтенье книг!
Учитель: Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, то есть составить режим дня.
(открываю таблицу «Режим дня»)
Режим дня:
7.00 -…
7.00 – 7.30 — …
7.30 – 7.50 — …
7.50 – 8.30 — …
8.30 – 12.00 — …
12.00 – 12.30 — …
12.30 – 13.00 — …
13 00 – 14.00 — …
14.00 – 15.30 — …
15.30 – 17.00- …
17.00 – 18.00 — …
18.00 – 18.30 — …
18.30 – 20.30 — …
20.30 – 21.00 — …
21.00 — …
(раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «дорога в школу», «обед», «отдых», «прогулка» и т. д. Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)
Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 – подъём. Покажите на модели часов время подъёма.
(идёт обсуждение составленного детьми режима дня , анализ и исправление ошибок и показ времени действия на модели часов)
Учитель: Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)
Закрепление материала.
Учитель: Чтобы усвоить материал, проведём игру «Закончи предложение»
(учитель читает детям начало предложения, дети заканчивают его)
Чистить зубы надо …(два раза в день, утром и вечером)
Нужно всегда вставать …( в одно и тоже время)
Всегда мыть руки … (с мылом)
Никогда не есть немытые…(овощи и фрукты)
Во время еды нельзя… (разговаривать)
Всегда в одно и тоже время надо…(вставать, ложиться спать, делать уроки)
Учитель: Молодцы! А чтобы не забыть сделать все дела за день, вам придёт на помощь пиктография.
(прикрепляю карточку с данным словом на доску).
Что это такое? Кто читает журналы «Весёлые картинки» или «Мурзилка», тот знает.
(показываю номера журналов, где есть тексты с использованием рисунков)
Пиктография – это древнейшая форма письменности. Древние люди с помощью условных знаков-рисунков изображали предметы, события и действия. (Показываю примеры такого письма) Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки
(учитель показывает несколько рисунков дорожных знаков, например: «Дети», «Пункт питания», «Переход» и другие)
— Где видели эти знаки? О чем знак говорит? О чём предупреждает?
Учитель: Используется пиктография и для маркировки товаров. Например, на новой одежде можно увидеть такие знаки
(показываю несколько знаков-символов по уходу за одеждой, например, «Химическая чистка запрещена», «Изделие не выкручивать» и другие, обсуждение знаков)
Учитель: На картонных коробках для упаковки различных товаров тоже можно встретить знаки.
(учитель показывает некоторые знаки, например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»)
Учитель: Да, если мы присмотримся повнимательнее, то везде найдём какие-нибудь знаки. И все эти знаки мы называем словом, образованным от слова «пиктография». Значит , знаки какие? …(ответы детей) Правильно пиктографические.
Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!
Берём альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показываю) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает не забыть убраться в квартире.
(Детям раздаю листы бумаги, где уже дана таблица из трёх колонок. Вместе обсуждаем какие ещё нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают.)
Надо | Есть | |
(рисунки с изображением веника, продуктов, комнатных цветов) |
|
|
Учитель: Напротив дела, которое надо выполнить, во второй колонке («Надо») вставляем спичку. (Показываю на плакате) А сделав дело, переставляем спичку в третью колонку («Есть!»)
Мама тоже может воспользоваться твоей «напоминашкой». Она может, ничего тебе не говоря, воткнуть спичку напротив дела, которое тебе надо сделать. И если ты его выполнил, то смело вставляешь спичку рядом, уже в графу «Есть!». Теперь уж точно ни о чём не забудешь: и самому приятно , и родные будут тобой довольны.
Музыкальная пауза. Частушки.
Мы частушек много знаем – Просыпаюсь по утрам
И хороших и плохих. Я с большим желанием,
Хорошо тому послушать, Зубы чищу и спешу
Кто не знает никаких. Со школой на свидание.
Поленился утром Вова Мальчик Петя поздно встал
Причесаться гребешком. Просыпаться тяжко.
Подошла к нему корова – Умываться он не стал:
Причесала языком. Он ведь замарашка
Если утром ты зарядку Опозданиям причину
Делать очень ленишься, Митя мигом сочинит:
Ты в походе от неё То попал он в паутину,
Никуда не денешься. То нашёл метеорит.
Маша любит наряжаться, Я люблю свою сестричку –
Да не любит умываться. Почемучку-стрекозу.
Хоть и личиком красива, Прочитаю я ей книжку,
Но плаксива и ленива. Утром заплету косу.
Дома я одна бываю, Если хочешь взрослым стать,
Но без дела не скучаю. Надо раньше лечь в кровать.
Мне ведь некогда скучать: Ляжешь после десяти —
Надо маме помогать. Не успеешь подрасти.
Учитель: Спасибо, ребята, за весёлые частушки!
Рекомендации МОЙДОДЫРА.
Учитель: Кто такой Мойдодыр, вы, конечно, знаете. Он для вас прислал свои рекомендации. Давайте их прочитаем.
(Рекомендации записаны на доске. Дети читают хором.)
Рекомендации:
Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.
Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Учитель: Очень нужные рекомендации прислал Мойдодыр. Запомните их, ребята, и выполняйте! А также постарайтесь соблюдать режим дня.
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим!
Итак, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
6. Подведение итогов.
(Читаю пословицы и поговорки, а дети пытаются их объяснить)
Упустишь минутку – потеряешь час.
Делу – время, а потехе – час.
Кто поздно встаёт, тот дня не видит.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Работаешь сидя – отдыхай стоя.
Кончил дело – гуляй смело.