Классный час на тему: «Семья – моя радость»
Цель:
— раскрыть важность семьи для становления человека
— сформировать основные правила семейных взаимоотношений
— привить учащимся семейные ценности
— способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями
— воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.
Оборудование: мультимедийный проектор, ИД, раздаточный материал.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
— Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы с вами будем разговаривать, обсуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения.
— О чем же мы будем говорить?
— Тема нашего классного часа зашифрована на доске:
Слайд 1.
Тема классного часа «Семья – моя радость»
2. Обсуждение темы.
— Что значит слово «семья для вас? На уроке развития речи я просила вас написать мини-сочинения по этой теме. Давайте послушаем несколько. (дети зачитывают сочинения)
— Из прочитанных вами сочинений я могу сделать вывод, что для каждого из вас семья- это самое важное, ценное. И, действительно, что может быть дороже семьи?
Это самые близкие и дорогие нам люди. Каждый человек хочет быть счастливым. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, счастливы те, кто живет в семье, в которой царят взаимопонимание и согласие.
— Прослушайте стихотворение Марии Лангер.
— После прочтения ответьте на вопрос, что значит «семья» для этого автора?
(стихотворение читают заранее подготовленные ученики)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Лангер М.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из хорошо известного вам мультфильма (просмотр сцены «На птичьем дворе»)
— Можно ли птичий двор назвать семьей? (Да – на нем живут разные птицы по своим правилам и законам).
— Как относились к гадкому утенку другие птицы? (Гнали, клевали, щипали, говорили гадости: урод, гадкий, отвратительный, несуразный, не такой как все)
— Тяжело было утенку, как вы думаете? (Конечно, он оказался изгоем в обществе, никому не нужным)
— Хотели ли вы оказаться на месте гадкого утенка? Почему? (никому не нравится, когда к нему так относятся)
— А бывает так, что взрослый человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой как все?
— Если бы вы оказались на месте гадкого утенка, как бы вы поступили? (мнения детей)
— Не все люди одинаковы, у всех разные характеры. Кто-то не обратит на это внимания, а кого-то такое отношение очень сильно обидит, кто- обозлиться и начнет мстить.
— Что же необходимо предпринять, чтобы человек не остался один, никому не нужным?
Вывод: Надо принимать других людей такими, какие они есть!
3.Работа с пословицами:
Слайд 3. Собери пословицу
Семья, если, душа, то, и, вместе, на, месте.
(Если семья вместе, то и душа на месте)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.
— Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения детей и родителей.
— Предлагаю вам соединить половинки пословиц, записанных на доске.
Сердце матери… на худо не учит.
Отец сына … лучше солнца греет.
Родители детям… друга не сыщешь.
Лучше матери… счастья не найдешь.
Обидишь отца-мать… плохого не скажут.
(Дети работают в группах с раздаточным материалом. Проверяем вместе на ИД.)
— Что объединяет все эти пословицы? (Лучше родителей нам никто не поможет, не поддержит в трудную минуту)
— В семье всегда должно быть уютно и тепло. И если кому-то плохо, его согреет доброта и любовь, забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье. Но всегда ли мы умеем распознать настоящую заботу о нас?
4. Разбор ситуации.
— Послушайте рассказ Осеевой «Злая мать и добрая тетка»
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать свою комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.
— У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…
— Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
— Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
— Так в чём же заключается настоящая забота и доброта? Как вы считаете? (Высказывания детей.)
— Как можно позаботиться о родных, чтобы доставить им радость?
— Отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, воспитанности.
— Посмотрите на доску.
Слайд 4.
( На доске изображение семьи, занятой общим делом.)
— Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)
5. Составление законов дружной семьи.
— Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.
— Давайте подумаем, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый.
— В начале классного часа вы расшифровали ребус
— Давайте выведем 7 законов, а начинать фразу будем со слова «я».
— Даю вам подсказку – опорные слова.
Слайд 6.
(На доске карточки ( Возможные ответы детей.)
с опорными словами)
1) Я забочусь и помогаю родным и близким. | |
Уважение и внимание
| 2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь. |
Любовь и понимание
| 3) Я люблю своих родных и понимаю их. |
Доверие и советы
| 4) Я доверяю родным, честно обсуждаю проблемы и советуюсь с ними. |
Радость и доброта
| 5) Я стараюсь приносить радость и быть добрым ко всем. |
Раздражение и обида
| 6) Я не раздражаюсь и не обижаю родных.
|
Грубость и огорчение | 7) Я не грублю и не огорчаю родных, всегда прошу прощения.
|
— Сложные законы? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это самые настоящие семейные ценности.
6. Подведение итогов.
— Какие же качества важны для каждой семьи?
— У вас на партах лежат конверты со «строительным материалом». Давайте построим такой дом, в котором может жить настоящая семья. А помогут нам в этом качества дружной семьи.
(Дети строят дом в группах)
— А вы бы хотели жить в таком доме?
— Вот и подошел к концу наш классный час. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили счастье, забота и понимание!