Классный час по теме «Время служило только нам», посвященный выводу Советских войск из Афганистана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 34

имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова











Классный час

по теме

«Время служило только нам»,

посвященный выводу Советских войск из Афганистана








Подготовил:

учитель начальных классов

Булаев Сергей Николаевич










г. Тула, 2014

Класс: 3

Цели:

  • осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;

  • воспитание патриотизма в подрастающем поколении;

  • рассказ о Героях Советского Союза.

Оборудование: доклады учащихся, стихи учащихся, фото к докладам.


Ход классного часа

1. Орг.момент

Учитель.

— Сегодня состоится классный час, посвященный войне в Афганистане (1979-1989). Вы услышите рассказ о войне в Афганистане, о воинах – афганцах, удостоенных за выполнение долга высокого звания Героя Советского Союза.

«Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Не дрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

А. Вертинский»


2. Основная часть.

Учитель.

С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР (России). Количество многонациональное: свыше половины его населения составляют пуштуны, большие группы населения составляют таджики, узбеки и хазарейцы. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война.

В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска. Первоначально лидеры СССР отказывались сделать этот шаг, но ситуация обострилась, возникли опасения, что лидер Афганистана может выступить против СССР, чтобы удержать контроль над Афганистаном, и в декабре 1979 г. Афганистан был оккупирован советскими войсками.

Партизанская война развернулась с новой силой. Советские войска, с большими потерями штурмовали горные высоты и перевалы, но партизаны возвращались вновь и вновь, обстреливали конвой и гарнизоны, усиливали сторонников Афганистана. Советские войска наносили воздушные и артиллерийские удары, при которых гибли не только повстанцы, но и мирные жители.

Войско, которое ввело советское руководство в Афганистан, было одной из самых непобедимых в народе. Силовой путь решения афганской проблемы без учета исторического опыта, местных условий и традиций народа не отвечал интересам народов СССР. В то же время советские войны честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм.

Погибло более 14 тысяч советских солдат. В феврале 1989 г. После достижения соглашения о мирном урегулировании, советские войска были выведены из Афганистана.

Сегодня вы узнаете некоторых героев этой войны.


3. Чтение докладов и стихотворений детьми.

Биография Валерия Ухабова. (Показ фотографии учащимся)

Полковник Валерий Иванович Ухабов родился в 1938 году в селе Боровском Кустанайской области. После окончания школы поступил в военное училище. С 1981 г. – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи, В. И. Ухабов удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).


«Слышите, опять поднялся ветер,

Где-то с вышины донесся гул.

Есть машины времени на свете-

Это самолет Москва-Кабул.

Время подустало в бурном беге,

Прилегло, чтоб новый взять разбег.

Я взлетел в родном, двадцатом веке,

Грохнулся — в четырнадцатый век.

Время, ты не вовремя уснуло:

Встал на друга друг, на брата брат,

Женщина проходит по Кабулу,

На груди, сжимая автомат.

А. Карпенко.»


Биография Владимира Кучеренко. (Показ фотографии учащимся)

Майор Владимир Анатольевич Кучеренко родился в 1954 г. в селе Нижняя Сыровка Сумского района Сумской области. Окончил среднюю школу, поступил в аэроклуб. Служил в Краснознаменных Киевском и Московском военных округах, в группе советских войск в Германии. С 1984 по 1985 гг.- в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В 1986 г. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. С 1987г. – слушатель военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина.


«Когда мы на землю опустимся с гор,

Остынут когда автоматы,

Когда отпылает последний костер,

Какими мы станем, ребята?

Когда мы вернемся в раздолье берез,

Где нервы тревожить не надо,

Где высохнет след от непролитых слез,

Какими мы станем, ребята?

И. Морозов»


Биография Фарита Шагалеева.

Полковник Фарит Султанович Шагалеев родился в 1947 г. в городе Барнауле Алтайского края. Работал заправщиком самолетов в Уральском аэроклубе, летал на вертолете Миг-1. В сентябре 1970 г. призван в Вооруженные Силы СССР. Служил на Сахалине, в Средней Азии. Росло мастерство пилота, которое особенно ярко проявилось в ходе боевых действий по оказанию помощи народу Афганистана. За мужество и героизм, проявленные в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в 1982 г. Ф. С. Шагалеев удостоен звания Героя Советского Союза.


Отрывок из песни, которую поют советские солдаты в Афганистане.

«Нет приказа, чтобы жить.

Может, встретить смерть придется.

Другом как не дорожить?:

Всё же чья-то кровь прольется.

Утро будет для живых,

Но опавшим – честь и слава.

Будь мне памятью о них,

Будь мне памятью о них,

Заграничная застава».


Учитель.

Общее число погибших за 10 лет с 1979 по 1989 годы войны составило 13 833 человека. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. У афганцев есть мечта поставить два совершенно одинаковых памятника: первому и последнему погибшему в афганских событиях.

Первым был майор Бизюков Николай Яковлевич военный советник, убит в гражданском мятеже в марте 1979 года. И никто не знает, кто станет последним… Афганцы, вернувшиеся с войны, не забудут своих боевых товарищей, своих командиров. Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни.

Учащийся.

Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.


4. Итог.

Мы вправе задать вопросы:

Зачем и кому нужны войны? (Ответы детей)

По какому закону один человек вправе убивать другого? (Ответы детей)

Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны? (Ответы детей)

К сожалению, главный вопрос: «Быть или не быть войне?» — решает не тот, кто несет на себе реальный груз. И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.


Звучит стихотворение Д. Гомбожава «Война» в исполнении учащегося класса.

Война – это гибель всего родного:

кров без людей,

люди без крова.

Война – это черное, гнусное дело:

тело без ног,

ноги без тела.

Война – это тысяч разлук причина:

сын без отца,

отец без сына.

Война – это слезы, зола и стужа:

муж без жены,

жена без мужа.

Война – это тучи пепла и смрада:

стада без лугов,

луга без стада.

Война – это кровь, эпидемия горя,

пороха дым,

селенья в огне…

Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.



Используемая литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/

  2. Ляховский А. А., Забродин В. М. Тайны афганской войны. — М.: Планета, 1991. — 272 с., ил.

  3. Вертинский А. Дорогой длинною… Стихи и песни. Рассказы, зарисовки, размышления. Письма. / Сост. и подг. текста Ю. Томашевского, послесл. К. Рудницкого. — М.: Правда, 1990. — 576 с.

  4. https://rsva-mich.ru/

  5. https://www.pandia.ru/

Свежие документы:  Классный час «Первый раз в пятый класс»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: