Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Сафоново Смоленской области
Коллективное творческое дело
«Путешествие в страну Знаний»
путешествие по станциям для учащихся 1-4 классов
подготовила
учитель географии и ОБЖ
Баданина Татьяна Юрьевна
г. Сафоново
2009
КТД «Путешествие в страну Знаний»
путешествие по станциям для учащихся 1-4 классов
Цель игры: Формирование позитивного интереса к предметам через систему воспитательной работы.
Задачи:
Через элементы игры привить любовь к знаниям.
Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.
Воспитывать сплоченность коллектива.
Назначение: Эта форма игры способствует сплочению коллектива детей, повышению уровня знаний. Игра проводится по станциям: (учебным кабинетам) математики, биологии, рисования, литературы. Младшие школьники знакомятся с кабинетами старшей школы, что дает положительный эффект при переходе их в 5 класс. Во время игры можно выявить наиболее интеллектуальных детей и наоборот. Дети в игре учатся выслушивать друг друга, показывают свои знания.
В зал под музыку входят дети, рассаживаются.
I ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, мы рады приветствовать вас и давно ждем в гости. А знаете ли вы, в какое путешествие мы сегодня отправимся?
II ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Знаний», чтобы узнать мир вокруг нас, и вы увидите какие же предметы (науки) помогают нам этот мир узнать.
I ведущий: В этом году отмечается 800 лет открытия первых школ на Смоленщине. Однако наука появилась еще в каменном веке: охотники умели предсказывать погоду по облакам, определять время дня и ночи по солнцу и звездам.
II ведущий: Первые земледельцы выяснили, из скольких дней состоит солнечный год, и создали довольно точный календарь. Жрецы Египта и Двуречья изобрели водяные и песочные часы, которые позволили измерять время с точностью до минуты.
I ведущий: Ребята, а знаете ли вы, когда сложилось государство Русь?
Ребята отвечают.
Временем образования Русского государства следует считать начало, или же первую половину IX века.
II ведущий: При Владимире (в 988 году) произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказывало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа.
I ведущий: Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов. При монастырях открывались школы, библиотеки. В XII веке начали открываться первые школы при монастырях на Смоленщине.
II ведущий: Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако, факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская письменность существовала еще в начале X века.
— Одним из первых памятников славянской письменности является договор (911 года) князя Олега с Византией.
— Глиняный Смоленский сосуд с подписью на славянском языке (конец 9 века)
— Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.
I ведущий: Наши предшественники сумели ответить лишь на те вопросы, которые перед ними стояли и которые были им по плечу. А нам, вошедшим в храм науки, предстоит узнать о многом, прочитать много книг, совершить различные путешествия. Но сначала получите маршрутные листы, которые помогут вам найти станции. Я хочу попросить подойти ко мне по одному представителю от каждого класса.
Дети получают маршрутные листы и уходят.
Математическая станция
Ведут: Королева математических наук и Незнайка.
Королева: Здравствуйте, дети! Я королева всех математических наук. И сегодня мы с вами совершим путешествие в страну цифр, а поможет нам Незнайка.
Незнайка: Я только начал изучать математику. Это интересная наука. Но мне очень хочется узнать: как люди научились считать.
Королева: Я расскажу, Незнайка и тебе, и детям, как учились считать первобытные люди. Они не умели писать цифры, складывать и вычитать.
Незнайка: Как же они обходились?
Королева: Очень просто. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четыре слова: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки. Но когда начали заниматься земледелием и животноводством, то им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде и количество деревьев, плодов, заготовленных на зиму.
Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучу камешки, но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и пастуху нужно знать — не отбилась какая-нибудь коза от стада. И тут на помощь приходят пальцы рук. Допустим, в охоте на зверя должны были участвовать восемь человек: пять охотников и три человека, которые бы направляли зверя в их сторону. Первыми изображениями чисел и первой «машинкой» были пальцы. Чтобы к пяти прибавить три, достаточно было разогнуть пять пальцев на одной руке и три на другой. Сгибаешь — складываешь, разгибаешь — вычитаешь.
Это отличный счетный материал, которым до сих пор пользуются не только первоклассники.
Незнайка: Теперь я понял искусство счета, но откуда появились числа и цифры?
Королева: А вот послушай!
Мы привыкли пользоваться автомобилем, телефоном, телевизором и прочей техникой, делающей нашу жизнь легче и интересней. Тысячи изображений потребовалось для этого, но самым важным из них было первое — колесо и число. У этих двух изобретений есть одно общее — ни колеса, ни чисел нет в природе, то и другое плод деятельности человека. Знаменитый русский путешественник Ник. Н. Миклухо-Маклай, провел много времени у туземцев на островах Тихого океана и обнаружил три способа счета: для людей, животных и для твари, т.е. в то время не было понятия — число. Затем появились числа 1, 2, 3, которыми можно выразить количество коров в стаде, деревьев в саду. Индейцы племени Майя в Америке считали пятерками: одна пятерка — единица следующего разряда, 5 пятерок — новый разряд и т. д.
Задание №1.
Сколько треугольников на чертеже?
Задание №2.
Сосчитай-ка!
0 1 0 + 000 = 0000
00 2 —— + 00 = __00__
000 3 + 0000 = 00
0000 4 =
—— 5 — 000 =
___0___ 6 —— — 00 = 000
__00__ 7
__000__ 8
_0000_ 9
Задание №3.
Задачки.
1 класс: Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а ее хозяйка тетя Уля — только 2. Сколько всего ног у них обоих?
2 класс: Когда Коля и Толя были маленькими, они часто ругались, и от страха у них по спине мурашки бегали. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на три мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало у Коли и Толи по спинам, когда они были маленькими и часто ругались?
3 класс: За 10 минут Толя съедает 8 ложек супа, конфет за это же время он съедает в 4 раза больше. Сколько конфет съедает Толя за 2 часа?
Станция «Рисуй-ка!»
В комнате художник, ползая по полу, ищет краски и кисти, при этом охая.
Но не находя красок и кистей он видит только следы с грязью и тиной, а также написанные имена: «Кики» и «Чертяга» с указанным ниже числом и временем.
Художник:
Художник убегает на поиски красок и кистей, а в это время в берлоге, на болоте, у Чертяги и Кики.
Чертяга и Кики рисуют красками и кистями, стянутыми у художника. Когда приходит художник Чертяга и Кики прячут быстро краски и кисти в мешок, а сами делают вид, что режутся в карты и кричат при этом:
«Камень — ножницы — бумага!»
делая вид, что ничего не видели, ничего не знают.
Чертяга: Не видать вам ваших красок и кистей никогда, если вы не выполните наши условия.
Кики: Ну вот наше первое условие…Только я думаю вы его не выполните, ведь вы даже рисовать, наверное, не можете. Да, что там рисовать…и угадывать тоже.
Художник: Ну, что ребята, поможете мне вернуть краски и кисти? Выполним их условия?
Ребята отвечают.
Чертяга: Вот первое из условий. Я и Кики будем рисовать героев из мультиков, а вы должны будете угадать, из какого они мультфильма, т.е. сказать название.
Кики: Ну, ладно, уговорили. Жалко мне вас, буду подсказывать, к каждому рисунку буду читать четверостишие.
Винни-пух к Иа пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
(Винни-Пух и все, все, все)
Чертяга показывает рисунок, дети угадывают.
Кики:
Очень любит Рокки сыр,
Даже лапы не помыв,
Он бежит на запах
И съедает все до дыр,
Совершенно позабыв
О голодных барсучатах.
(Чип и Дейл спешат на помощь).
Чертяга:
От вороны наш Незнайка
Убежал заохав.
Мальчик поступил, как трус —
Это очень плохо.
(Незнайка на Луне).
Чертяга:
Помнит это каждый гном,
И волшебник, и зверенок,
Чтобы воевать со злом,
Умным должен быть ребенок.
(Белоснежка и семь гномов).
Чертяга и Кики: (с возмущением). Надо же, угадали. Молодцы!
Чертяга: Но со вторым заданием вам не справиться! Вот наше второе условие. На доске вы видите 3 ряда предметов, один предмет здесь лишний. Угадайте, какой предмет лишний и объясните почему?
Кики: Да вы слабаки! Не угадаете и тогда художнику красок не видать, как собственных ушей. Хи-хи-хи.
Художник: Ну, раз с первым условием справились, справимся и со вторым. Правда, ребята?
Ребята отвечают.
Клюшка, мяч, ракетка, зонтик.
Яблоко, гриб, вишня, смородина.
Скрипка, карандаш, барабан, труба.
Чертяга: Надо же! И это угадали. Ну, ничего, с третьим условием вам не справиться ни за что! Вы должны определить как можно больше отличий на этих рисунках, которые мы сами раскрасили.
Кики на доску прикрепляет 2 рисунка.
Отличия.
Бант;
Усы;
Плетка;
Улыбка;
Волосы;
Сапоги (блеск);
Пуговка;
Квадратик (не закрашенный).
Чертяга и Кики: (хором). Ну ладно, так и быть отдадим мы художнику его краски и кисти, ведь вы выполнили 3 наших условия.
Достают из мешка краски и кисти и отдают художнику.
Чертяга: Ну, а теперь нам делать здесь больше нечего. Все вы знаете, мучить некого, пойдем к другим, может, сумеем найти незнаек и неумеек.
Чертяга и Кики уходят.
Художник: Хорошо, молодцы ребята, сообразительные вы, это хорошо. Спасибо вам большое, что вы мне помогли спасти мои волшебные краски и кисти. Ну, вот и все, на этом наше путешествие на сказочной станции «Рисуй-ка!» закончилось.
Чертяга, Кики и художник: Надеемся, что вам было интересно у нас и очень весело. Ведь вам понравилось?
До новых встреч.
Биологическая станция.
Ведущий: Здравствуйте, ребята.
Баба Яга: Здравствуйте ребятки. (обращение к ведущему) Так и о чем интересненьком вы сегодня расскажите?
Ведущий: Сегодня я расскажу вам о листьях.
Баба Яга: (Разочаровано) Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?
Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос отгадайте загадку.
Баба Яга: Какую?
Ведущий: Без чего человек не может жить?
Раздается шум, свист, гром и влетает кощей.
Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.
Ведущий: Без чего же?
Кощей: Без меня!
Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, Кощей любимый!
Кощей: Здорово, сестрица Яга — костяная нога.
Ведущий: А с ребятами, почему не здороваешься, Кощей?
Кощей: Здравствуйте, ребятки!
Ведущий: Так ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу всех вас погубить!
Ведущий: Какое высокомерие! Сколько в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба Яга: Но без чего мы тогда не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю, что без хлеба.
Ведущий: Нет, Баба-Яга. Мы не можем жить без листьев.
Баба Яга: Вот еще придумали (сердито)! Без листьев. Так я и поверила! Без каких-то листьев мы не можем жить.
Кощей: Бред какой-то вы несете!
Ведущий: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать, начали…
Баба Яга и Кощей: (выпустив воздух) Ой! Больше не могу, дышать хочется.
Ведущий: А знаете, чем вы дышите?
Баба Яга: Никогда об этом не думала. Дышится да дышится, ну и ладно.
Кощей: Да и я никогда не думал об этом. А чем мы дышим?
Ведущий: Так вот знайте! Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее — то воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода.
Кощей: Ой-ой-ой! Как много!
Ведущий: Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Кощей: Но я все-таки не понимаю, причем, же здесь листья?
Ведущий: А притом, мои дорогие, что листья, окружающие нас, — это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.
Баба Яга: (смеется) Ой, не могу, ой, уморили листья — фабрики… Вот это да. Никогда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день, — это не просто листья, а фабрики.
Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым? (Внимательно рассматривает листья на цветке)
Ведущий: Листья — фабрики необычные, без труб и без дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а выдыхаем уже углекислый газ.
Баба Яга: Углекислый газ, значит…
Ведущий: В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света (этот процесс называется фотосинтезом) листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.
Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было, мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Ведущий: Да, правильно, Кощей. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать, приятно в лесу или парке.
Баба Яга: Ну, все хватит! Надоело! Хоть много узнали интересного, но зато теперь голова болеть будет от этой учености.
Кощей: Правда твоя, Яга.
Ведущий: Ну, раз вам надоел мой рассказ, то давайте науку постигать по-другому.
Баба Яга и Кощей: Давайте! Давайте!
Ведущий: А вы, ребята, не против?
Дети: Нет!
Ведущий: Ну, тогда слушайте мое задание:
У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб)
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
Сидит — зеленеет,
Летит — пожелтеет,
Упадет — почернеет. (Лист)
Как называется растение, которое выдирают на огороде? Какую траву и слепой знает? Крапива — это… (Сорняк)
Весной — веселит,
Летом — холодит,
Осенью — питает,
Зимой — согревает. (Дерево)
Средство передвижения без всяких газов. (Велосипед)
Два колеса подряд,
Их ножками вертят,
А наверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед)
Баба Яга: Какие дети все умные, сделали все, что нужно было!
Ведущий: Да, Баба-Яга, дети узнали много интересного сегодня и справились со всеми заданиями.
Кощей: Из-за этих игр я все забыл о листьях. Ребята, напомните мне, ну пожалуйста. (Просит жалобно)
Дети напоминают.
Ведущий: Ну вот, ребята, вы все очень хорошо напомнили Кощею. Ну вот и все, пора прощаться, но мы надеемся, что биология станет вашим любимым предметом.
Герои: До свидания!
Дети уходят.
Литературная станция.
Королева литературы: Здравствуйте, ребята. Проходите. Я вам очень рада. А скажите-ка, как вы ко мне попали?
Ответ.
Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Вы ведь любите сказки? А знаете ли вы сказки Пушкина: «Сказку о Царе Салтане», «Сказку о золотом петушке». Именно о них сегодня пойдет речь. Итак, сейчас я вам буду читать отрывок из сказки, а вы мне ответите, о ком идет речь: о царе Салтане, о князе Гвидоне или о царе Дадоне. Договорились?
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора,
Он стоял позадь забора.
Речь последняя по всему
Полюбилась ему. (О царе Салтане)
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подлоге
Обратился к мудрецу
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклона. (О царе Дадоне)
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало с юга, глядь —
Ан с востока лезет рать. (Царь Дадон)
Молвил он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу. (Царь Салтан)
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся. (Царь Дадон)
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился. (Князь Гвидон)
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет. (Князь Гвидон)
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Золотой орех грызет. (Царь Салтан)
Петушок кричит опять,
Кличет царь другую рать:
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку другого. (Царь Дадон)
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкий звон
И в глазах у всей столицы
Петушок слетел со спицы,
К колеснице подлетел
И к царю на темя сел… (Царь Дадон)
Королева литературы: Молодцы, ребята! Я вижу, вы очень хорошо знаете сказки А.С.Пушкина, и, кажется, много читаете. Вы, конечно, знаете, что над книжками работают не только писатели, но и поэты. Вы ведь тоже попробовали себя в этом. И сегодня мы наградим участников конкурса «Сам, сам, сам…..»
Награждение.
Ну, а теперь пора прощаться. Мы с вами еще не раз встретимся на станциях ваших любимых книг. До свидания!
Дети уходят.
Актовый зал.
I ведущий: Ребята, мы думаем вам понравилось путешествие, понравились сказочные герои, которых вы видели.
II ведущий: Наверное, вы узнали много нового и интересного о науке? Не правда ли?
I ведущий: Мы надеемся, что сегодняшнее КТД вы надолго запомните.
II ведущий: Пускай эта игра поможет вам в вашей жизни, ведь она наполнена любовью к математике, литературе, искусству и биологии.
I ведущий: А сейчас мне хотелось бы узнать, каких успехов вы достигли на каждой станции. Для этого я попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса, вместе со своими маршрутным листом.
Дети выходят на сцену. Ведущие рассматривают маршрутные листы.
II ведущий: Молодцы, ребята! У вас у всех пятерки. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
I ведущий: Ребята, а любите ли вы сказки? А знаете ли вы сказку о лягушке путешественнице? Так вот, сегодня к нам в гости пришла не одна, а целых четыре лягушки путешественницы, но пришли они не просто так, а со своими вопросами.
Я попрошу выбрать по одной лягушке каждого из вас (т.е. тех, кто пришел на сцену со своими маршрутными листами).
Кому мы скажем спасибо?
Какая станция вам понравилась больше всего?
В мир, каких наук вам хотелось бы попасть?
Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?
На обсуждение этого вопроса вам дается одна минута. А сейчас каждый из вас должен пойти к своему классу.
1 минута проходит. Ребята отвечают на вопросы.
II ведущий: В результате подведенных итогов мы окончательно убедились в том, что в нашей школе учатся истинные поклонники науки.
I ведущий: До новых встреч.
Список использованной литературы
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о царе Салтане.
https://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt
15