Колесникова Галина Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е. Цветкова» г. Новокузнецка Кемеровской области
Тема: «Школа светофорных наук»
Цели: в игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения;
научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города;
профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки для демонстрации презентаций, комплект дорожных знаков, таблицы по ПДД, костюмы героев праздника ( светофор, регулировщик).
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята. Вы присутствуете на открытии « Школы свотофорных наук . К нам на праздник пришли ребята из отряда Юных инспекторов движения. Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения, о светофоре и его помощниках: дорожных знаках и регулировщике, проведём викторины, игры. Если вы выдержите все эти испытания, будете активны на нашем занятии, вы получите удостоверения « Пешехода»
Учитель: Во все времена по улицам шли, бежали, спешили люди. Все они были пешеходами. Но кроме людей, по улицам всегда ездил транспорт. Сначала это были повозки, запряженные одной или несколькими лошадьми, затем кареты, позже появились автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. И весь этот транспорт ездил там же, где ходили люди. Получалась полная неразбериха: кто должен кого пропускать- пешеходы транспорт или наоборот, по какой стороне улицы кто должен двигаться и ещё много проблем того же рода. Всё это конечно, было причиной большого количества аварий. И тогда люди придумали разделить улицу на две части: проезжую, предназначенную только для транспорта, и пешеходную, предназначенную для пешеходов. Теперь каждый знал своё место и аварии стали случаться реже.
Нашу современную жизнь невозможно представить без дороги. Треть жизни человек проводит в пути: дорога в школу, на работу. домой, в магазин, поездки, путешествия и многое другое занимают немало времени. Закон улиц и дорог, который называется « Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил .Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет переходить улицу смело.
Ученик: Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву
Сравнить с букварём.
Азбука улиц,
Проспектов, дорог
Город даёт нам
Всё время урок.
Вот она, азбука,-
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
( Я. Пишумов)
Командир ЮИД:
_ Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я командир отряда юных инспекторов движения. Меня зовут … А это мой помощник… Мы собрались с вами по очень важному поводу. Вы каждый день ходите в школу, переходите дорогу, но еще не посвящены в пешеходы! Вот этим мы и займемся. Сегодня мы открываем « Школу свотофорных наук». Это наше первое занятие, на котором вы будете посвящены в « Пешеходы», если справитесь со всеми заданиями и будете активны.
Помощник командира ЮИД:
_ Мы покажем и расскажем о тех правилах дорожного движения, которые обязан знать каждый как свои 5 пальцев.
Учитель: Вот начался новый учебный год. Вы стали второклассниками. Теперь на вас лежит большой груз ответственности: вы должны не только каждый день посещать школу, хорошо учиться, знать математику, русский язык, но и знать и соблюдать правила дорожного движения.
Командир ЮИД: Нашим маленьким друзьям я хочу напомнить, что несоблюдение правил дорожного движения обходится ценою нашей жизни! Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают сотни людей. А ведь они могли сохранить себе жизнь, соблюдая правила дорожного движения.
Помощник командира ЮИД: Дорога не прощает шалостей, автомобиль не может затормозить в одну секунду, красный свет не меняется на зеленый по вашему желанию. Поэтому, уважаемые четвероклассники, давайте будем ценить нашу жизнь!
Командир ЮИД: Готовы ли вы стать пешеходами? Готовы ли вы знать правила дорожного движения на 5? Готовы ли вы соблюдать эти правила? Перечислите, какие правила дорожного движения вам уже известны?
Ученики:
– Правило первое: дорога- только для транспорта, для пешеходов существует тротуар.
Правило второе: не перебегать дорогу перед несущемся автомобилем. Лучше её переходить по переходу.
Переходя дорогу, будь внимателен, не спеши.
Переходить дорогу нам помогает светофор, который есть на каждом перекрестке.
Мы расскажем вам про светофор и его 3 глаза: красный, желтый, зеленый.
Когда подходишь к светофору, обрати внимание, какой свет горит. Если красный, значит — СТОЙ! Даже если на дороге нет машин, переходить её категорически запрещается.
Конечно, надо стоять. Ведь красный свет говорит: « Стой и жди! Бежать опасно! Жизнь и здоровье береги!
Из-за угла всегда может появиться машина, которая может появиться машина, которая будет мчаться на большой скорости.
После красного света всегда загорается желтый. Но и этот свет ещё не разрешает движение.
10. Желтый свет подается не для движения, а для внимания. Он говорит: « Приготовьтесь, через мгновение можно будет идти!»
11. Загорится зеленый свет, тогда смело можно идти!
12. Эти правила мы знаем
Все с детсадовской поры.
И прекрасно понимаем:
Все вместе: Детям правила нужны!
Учитель: — Что ж, все ребята молодцы. Видно, что они готовились к нашей встрече! Но я хочу вам кое-что показать и рассказать. А помогут мне в этом мой старый друг Светофорик, который целый день регулирует движение, и Дорожные знаки. Они расскажут вам всю правду. Ничего не утаят.
Светофорик: Светофор я, светофор,
Друг машин я с давних пор.
Если здесь проезда нет,
То даю я красный свет.
Пешеходы ходят пусть,
Зелёным освещу им путь.
Знай, водитель, с юных лет:
Нарушители- причина
Аварий и дорожных бед.
— Строго смотрю я на каждого своими тремя глазами, говоря:
Красный – « Стой! Путь закрыт!»
Жёлтый — « Внимание!»
Зелёный – « Иди! Путь открыт!»
Учитель: Почему же тебя, Светофорик, назвали именно так ?
Светофорик: Всё дело в том, что имя моё состоит из 2-х частей: « свет» и « фор». Ну, со светом всё понятно. А часть «фор» произошло от греческого « форос», что означает «носитель». Вот и получается «несущий свет».
Учитель: А почему для тебя выбрали именно такие цвета?
Светофорик: Для запрещающего сигнала взяли красный свет, так как его хорошо видно и днём и ночью. Такой сигнал не меняет своего цвета даже при сильном тумане. Зелёный же свет виден немного хуже, но зато в спектре цветов он находится очень далеко от красного, и их никогда не спутаешь.
Сигналы (вместе):
Мы светофорные сигналы,
горим мы день и ночь,
Через дорогу перейти
Мы можем вам помочь.
Красный сигнал:
Красный свет-
Он самый строгий,
Это твёрдо знаем,
Он горит — пути здесь нет,
Ты не забывай1
Жёлтый сигнал:
Жёлтый свет, не торопись!
Остановись и оглянись.
Зелёный сигнал:
Ну, вот теперь горит зелёный,
Он один среди огней.
Даст всегда нам знак особый,
Ты не мешкай,
В путь быстрей!
( Звучит песня В. Шаинского на сл. М. Танича « Если с другом вышел в путь»)
Красный сигнал:
Мы родные братья,
Мы светим с давних пор.
Жёлтый сигнал:
а живём мы в доме
С названьем « светофор».
Зелёный сигнал:
Только вы, ребята,
Не слушаете нас.
Красный сигнал:
Поэтому несчастья
Случаются подчас.
Все вместе:
Должен каждый карапуз
Знать светофора правила.
Они его от разных бед
На мостовой избавили.
Светофорик: Кроме меня, за порядком на дороге следит регулировщик, который управляет движением. В руках у него жезл – специальная палочка, которая помогает регулировать движение.
( Выходит регулировщик и становится на своё место – специально подготовленное возвышение)
Ученики:
1. Здесь постовой в любое время
Дежурит строго на посту,
Он управляет сразу всеми-
По эту сторону и ту.
2. Никто. поверьте, так не может
Всего движением руки
Остановить грузовики
И пропустить вперёд прохожих.
3. На широкой длинной мостовой
Вдруг ребят увидел постовой.
Он поток машин остановил,
И ребятам путь освободил.
Регулировщик: Пост инспектора ДПС очень важен и непрост. Мы следим за тем, чтобы на дороге не было аварий, заторов. А также за тем, чтобы пешеходы переходили дорогу в предназначенных для этого местах. Я хочу познакомить вас с «языком» , на котором регулировщик разговаривает с водителями и пешеходами.
Светофорик: А сейчас поиграем с вами в игру « Красный, жёлтый, зелёный». У вас на столах лежат 3 круга: красный, жёлтый, зелёный. Когда я подниму красный круг- все хлопают, показываю жёлтый круг – все стоят без движения, при виде зелёного круга – дружно бежите на месте. Тем, кто ошибся, все вместе говорите:
Знай сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
( После проговаривания правил игра начинается)
Регулировщик: Я тоже хочу предложить вам задание. Сейчас мы с вами немножко порисуем. Раздаю каждому из вас листочки, на которых изображены позы регулировщика, а рядом пустой светофор. Нужно закрасить тот кружок светофора, который соответствует позе.
( Проверка )
Учитель: Молодцы!
Здесь ребята без сомненья,
Знают правила движенья!
— « Смех – хорошее лекарство», — сказал кто-то из великих. Мы добавим: « Нам смех учиться помогает». А потому мы предлагаем вам послушать весёлые частушки о правилах дорожного движения.
( Выходят ребята из отряда ЮИД, одетые в русские национальные костюм)
Ученик 1. Осторожно на дороге!
Берегите руки – ноги.
Помни правила везде,
А иначе быть беде.
Ученик 2. И троллейбус, и автобус
Обходите сзади вы,
Чтоб на веки не лишиться
Своей буйной головы!
Ученик 3. Для болтушек-хохотушек
Есть особенный приказ:
Подходя к любой дороге,
Замолкайте тот же час!
Ученик 4. У тебя лишь 2 ноги
От колёс их береги!
А кататься на подножках
Могут лишь сороконожки.
Ученик 5. У штанов и у машины
Есть спасение ремни
Ими ты свою машину
К себе крепко пристегни.
Ученик 6. Мы пропели вам частушки
Про правила дорожные
И сегодня вас попросим
Будьте осторожны!
Светофор: А у меня ещё есть помощники. Как вы думаете, кто это? Правильно, это дорожные знаки. Они сегодня всю вам правду расскажут, ничего не утаят.
Светофорик: Знаки! Стройся! Песню запевай!
(Знаки вместе)
— Вот машина мчится,
Не остановиться .
Пешеходам красный-
Стой! Идти опасно!
Мы предупреждаем вас
Мы ведь убеждаем вас,
Чтоб вы не бежали
И знаки уважали!
Светофорик: — Узнать и знать- это очень весело, дети , узнав много нового, смогут в дальнейшем делать все правильно. А когда они вырастут, они смогут сдавать на права без проблем!
Дети! Знаки изучайте!
В жизни знаки уважайте!
Знак « Подземный переход»
— Вот я говорю людям — « Берегите жизнь, не рискуйте, вот он – спасительный знак, а они- словно меня не замечают, идут на встречу машинам, а ведь гораздо спокойнее перейти под землей. Спокойно и правильно.
Знак « Движение пешеходов запрещено»
—Да уж! А вот мой знак прямо указывает – людям тут не пройти, Пешеходам путь закрыт. Однако некоторые и здесь игнорируют знаки, а это уже не шутки! Знак для всех един — « Движение запрещено!»
Вот послушайте, друзья! Это грустная история!
Раз один пешеход
Не увидел переход,
И пришлось ему в больнице
Долго, долго пролечиться.
А ведь я предупреждал
Чтобы здесь он не ходил!
Знак « Осторожно, дети!»
— Я знак для водителей, очень понятный, но водители спешат, не тормозят, где нужно, и что получается? Ужас! Дети — наше будущее, водитель обязан притормозить.
Водитель! Не спеши!
Здесь ходят малыши!
Знака нет важней на свете
Дорогу переходят дети!
Знак « Пешеходный переход»:
Да, дорогие знаки, я могу сказать, что не все на нас обращают внимание, но большинство всё-таки переходят в правильном месте, водители притормаживают передо мной! И очень важно, что бы дисциплинированных пешеходов было как можно, и я думаю, что они сейчас находятся здесь, в этом классе.
Пусть машины здесь бегут,
Друг за другом, только вдруг…
Раз! Машины расступились,
Дружно все остановились,
Пропускают пешеходов-
Здесь нет подземных переходов!
Знак « Осторожно, дети!»:
— Всем вам без сомнения, нужно выполнять
Все знаки вместе:
Правила дорожного движения!
Светофорик:
— Запомните, что нам приятно,
Когда нас уважают,
И пешеход с водителем
Друг друга пропускают!
Знак « Пешеходный переход»:
Мы помогаем миллионам!
Автомобилям, пешеходам!
Пусть ПДД все знают,
И правила не нарушают!
Все знаки вместе:
Вам надо запомнить нас внимательно!
И вызубрить обязательно,
Что каждый знак обозначает,
Кого же здесь он охраняет.
Учитель: А сейчас мы ещё раз повторим правила дорожного движения».
Командир отряда ЮИД: Предлагаю вам поиграть с нами в игру, которая проверит не только ваши знания по ПДД, но и ваше внимание. Послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны отвечать: « Это я, это я, это все мои друзья».
Командир отряда ЮИД:
— Кто из вас идёт вперёд .
Только там, где переход?
Дети:
-Это я, это я, это все мои друзья.
Помощник командира отряда ЮИД:
-Кто из вас летит так скоро.
Что не видит светофора?
Дети молчат.
Командир отряда ЮИД:
-Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети молчат.
Помощник командира отряда ЮИД:
Знает кто, что красный свет
Это значит – хода нет?
Дети.
-Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: — Мы вам желаем, сегодняшние школьники, вырасти, сесть за руль автомобиля обо всех правилах дорожного движения, беречь свою жизнь, не подвергать риску собственную.
Дорожные знаки, ребята, это наши друзья, без которых на дороге ну никак не обойтись. Они подскажут нам, где ждать опасность, где можно проехать, где затормозить или снизить скорость. В долгой дороге укажут нам место для отдыха и где можно перекусить. Где больница, где школа. Как проехать от Москвы до Хабаровска. Большой город на вашем пути или маленький и сколько до него км. Дорожные знаки- наши проводники по бесчисленным дорогам России. С ними едешь и едешь и смелее и дальше. Только тут важно их знать и всегда следовать их указаниям.
Учитель: Сейчас вам предстоит последний экзамен. Вы должны будете выполнить небольшой тест по правилам дорожного движения. У каждого из вас лежит листочек с тестом. После выполнения теста будет проверка. Удачи!
Тест « Правила дорожного движения».
1. Как называется пешеходный переход?
а) лошадь;
б) зебра;
в) корова.
2. Каких колёс не бывает?
а) лысых;
б) волосатых;
в) шипованных.
3. Как называют линии, нанесённые на дороге?
а) развилка;
б) разложка;
в) разметка.
4. С какого возраста можно садиться на переднее место автомобиля?
а) 10 лет;
б) 12 лет;
в) 14 лет.
5. Как водители называют руль?
а) бублик;
б) баранка;
в) сушка.
6. Как называют человека, который долго думает?
а) газ;
б) тормоз;
в) сцепление.
7. Устройство, регулирующее дорожное движение?
а) светофор;
б) телескоп;
в) стетоскоп.
8. Пересечение дорог называется…
а) поворот;
б) перекрёсток;
в) параллель.
9. Человек, идущий пешком, называется…
а) пешеход;
б) человек прямоидущий;
в) водитель.
10. Человек, регулирующий движение, называется…
а) движенец;
б) регулировщик;
в) милиционер.
Учитель: Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за ответы, за задор, за звонкий смех, за азарт соревнования, обеспечивший успех. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах. Надеемся, что в пути вам всегда будет гореть только зеленый свет. Все вы сегодня выдержали испытания. А сейчас мы хотим вручить вам удостоверения « Юных пешеходов».
До скорой встречи!
Используемая литература:
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. учебное пособие для 2 класса. – М., 1985.
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 класса. – М., 1985.
Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. – М., 1989.
Гончарова Л. М. Правила дорожного движения. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.