Атютина Альбина Николаевна
МБОУ «Протопоповская СОШ» Буинского муниципального района
Республики Татарстан,учитель начальных классов.
Интеллектуальный турнир «XIX век- события и люди»
Цели: Обобщить знания учащихся, полученные в ходе игры; создать условия для проявления способностей наиболее одаренным учащимся ; стимулировать творческую деятельность детей, содействовать приобретению детьми опыта эмоционально-ценностных отношений, связанных с исторической памятью народа.
Ход игры:
1. Начало турнира
Участники –учащиеся 1-4 классов –входят в актовый зал и рассаживаются по местам.
Ведущий рассказывает об интеллектуальном турнире, его целях , задачах и правилах. Затем представляет членов жюри и команды.
Ведущий:XIX век – это не только золотой век российской культуры, век Пушкина и Лермонтова ,Тютчева и Фета, Глинки и Чайковского…Но и век освободительной войны России с Наполеоном.( Показывается видеоматериал про Бородинское сражение)
Ведущий приглашает на сцену участников и рассказывает об исторической страничке игры, которая проводится в форме игры «Звездный час» .Иллюстративный материал проецируется на экран, по 3 иллюстрации соответственно вопросам. Участники (по 2 от каждой команды на каждое задание) поднимают таблички с номером верного ответа.
2. Историческая страничка.
Задание 1.
Поэт М .Н. Шатров писал:
«Пою пожар Москвы несчастной!
Нагрянул новый Тамерлан
И бранью тяжкою , ужасной
Вломился в Кремль ,как ураган…»
Вопрос. Кого поэт назвал «новым Тамерланом»?
1.Хан Мамай
2. Наполеон (правильный ответ)
3.Карл XII
Задание 2.
М. Ю. Лермонтов писал:
«В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран
За горами , за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз»
Вопрос: Кто эти два великана?
Сухарева башня и Петр I
Колокольня Ивана Великого и Наполеон( правильный ответ)
Храм Христа спасителя и Александр I
Задание3.Н. Языков писал ,обращаясь к одному из героев войны 1812 года:
«Жизнь баловень счастливый,
Два венка ты заслужил;
Знать Суворов справедливо
Грудь тебе перекрестил;
Грудь твоя горит звездами
Ты геройски добыл их
В жарких схватках со врагами,
В ратоборствах роковых
Лучезарна слава эта,
И конца не будет ей;
Но такие же многи лета
И поэзией твоей»
Вопрос: Кого он имел в виду?
Д. Давыдов (правильный ответ)
М. Барклай – де – Толли.
П. Багратион
Задание 4.Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица» начинается со словами
«Когда Смоленский князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил…»
Вопрос: О ком идет речь в этой басне?
П .Багратион
Александр I
М .Кутузов ( правильный ответ)
Задание 5. Какое сооружение в Москве стало первым памятником победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?
Храм Христа Спасителя
Триумфальная арка (правильный ответ)
Бородинская панорама
Задание 6. В старинном городском романсе звучат такие слова:
Кипел, горел пожар московский ,
Дым расстилался по реке ,
На высоте стены Кремлевской
Стоял он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!»
Вопрос : О ком идет речь?
Иван Грозный
Лжедмитрий
Наполеон (правильный ответ).
Ведущий рассказывает о наследии культуры XIX века, делая переход к литературно-музыкальной страничке, которая проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» .
К игровому столу поочередно приглашаются соревнующиеся команды. Каждой команде предоставляется право ответить на два вопроса . Капитан раскручивает волчок .Стрелка волчка указывает на конверт с вопросом. Ведущий зачитывает вопрос , после чего команда обсуждает ответ в течение минуты.
II. Литературно-музыкальная страничка
Задание 1.Звучит мелодия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Вопрос. Эта мелодия легла в основу гимна России. Кто автор этой музыки. Из какого музыкального произведения взята эта мелодия?
Задание 2.Ведущий читает стихи:
«С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной ,и шум проворный-
Все вторит весело громам».
Вопрос: Кто автор этих строк? Как называется это стихотворение? Прочитайте первые строки из этого стихотворения?
Ответ: « Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева
Задание3. Звучит « Героическая симфония» Л. Бетховена
Вопрос: Назовите это произведение и его автора .Кому первоначально хотел посвятить автор свое произведение?
Задание4. Ведущий читает строки:
« Москва ! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…»
Вопрос: Какому важному событию в истории России XIX века посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Какое стихотворение М.Ю. Лермонтов посвятил этому событию? Прочитайте строки из этого стихотворения.
Ответ: Стихотворение «Бородино».
Ведущий предоставляет слово жюри. Звучат итоги двух первых этапов турнира.
Далее следует блицтурнир, который проводится по правилам игры «Счастливый случай» («Дальше ,дальше, дальше…»)
Ведущий. Мы подошли к заключительному этапу игры. Каждой команде предоставляется возможность за три минуты ответить на максимальное количество вопросов.
III.Блицтурнир
Вариант 1.
1.В каком городе родился А. С. Пушкин? (Москва. )
2. Где произошло решающее сражение войны 1812 года? ( Бородино.)
3. Чьи эти строки:
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…»(М.Ю. Лермонтов.)
4.Русский писатель ,который создал свою знаменитую сказку в 17 лет.(П. П. Ершов.)
5. Светлейший князь смоленский ,ученик А. В. Суворова. (М. И. Кутузов.)
6.Кому принадлежат эти строки: « Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»(А. С. Пушкин.)
7.Из какого стихотворения эти строки:
«И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось…»? (« Бородино».)
8.Русский композитор, автор оперы « Иван Сусанин». (М. И Глинка.)
9. «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна…»Кому посвящены эти строки? ( Арине Родионовне.)
!0.Русский писатель. Его басни называли «книгой мудрости».(И.А .Крылов.)
11.Кто был « владыкой мира», а стал беспомощным пленником на острове Святой Елены? ( Наполеон.)
12.Кто написал зачин к сказке Ершова « Конек-горбунок»? (А. С. Пушкин.)
13.Как звали братьев Гримм ? (Якоб, Вильгельм.)
14.Русский писатель В. И. Даль известен как создатель…(Толкового словаря.)
15.Из какой басни эти строки: «У сильного всегда бессильный виноват…»? (Волк и ягненок.)
16.Как зовут главных героев сказки Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (Гай и Герда.)
17. С какого возраста М. Ю. Лермонтов начал писать стихи ? (С 14 лет.)
18. Императором какого государства был Наполеон? (Франция.)
Вариант 2.
1.Кто написал сказку «Русалочка»? (Г. Х. Андерсен.)
2.Великий немецкий композитор, автор « Лунной сонаты».(Л. Бетховен.)
3.Русский писатель ,баснописец.(И. А .Крылов.)
4. Кто автор строк:
«Весне и горя мало ;
Умылася в снегу»?(Ф. И. Тютчев)
5.Кому посвящены слова : « Подруга дней моих суровых…»? ( Арине Родионовне).
6. Великий русский полководец, ученик А. В. Суворова. ( Кутузов М. И.)
7. «Погиб поэт! Невольник чести…» О ком эти строки? ( О Пушкине А. С.)
8. Кого назвал Наполеон « старой северной лисицей»? (Кутузова М. И.)
9. Первая русская опера. ( Иван Сусанин.)
10. На каком острове Наполеон провел последние годы жизни? ( Остров Святой Елены.)
11. В каком году родился А. С. Пушкин ? (В 1799 году.)
12. Как звали королевича из сказки А. С. Пушкина «Сказке о мертвой царевне»? (Елисей.)
13. Сколько примерно слов в словаре В.И. Даля? «200 000.»
14. Как называется стихотворение ,которое начинается со слов : «Белеет парус одинокий…»? (« Парус».)
15. Какого противника разбила русская армия на Березине ? (Французскую армию Наполеона. )
16. Кто автор сказки «Метелица» ? (Братья Гримм)
17.Из какой басни эти строки: «А воз и ныне там…»? (Лебедь, рак и щука.)
18. Кто из героев сказки А. С. Пушкина поет песню: «Во саду ли, в огороде…»? (Белка.)
IV. Итог турнира.
Слово предоставляется жюри, которое объявляет итоги турнира.
Награждение победителей и участников дипломами и призами.
Ведущий рассказывает о будущем этапе игры, которая пройдет в следующем учебном году.
Звучит финальная песня.
Атютина А.Н., учитель начальных классов, МБОУ «Протопоповская СОШ Буинского муниципального района РТ». 2012г.
Использованная литература:
1.Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после» № 10,2006 г.
2.Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя.- М.: Начальная школа, 2004 г.