МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»
Мой труд дома и в школе.
выполнила
Краснощёкова Анна Михайловна
учитель начальных классов
2012
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Подходит к концу учебный год. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания делать уроки, а кому-то нравится долго нежиться в кровати, много есть сладостей, подолгу смотреть телевизор и часами сидеть за компьютером.
Вот и наши первые гости.
Гигиена: (выталкивая Лентяйкина)
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно,
Что ты делал? Где ты был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он — этот ученик? Ребята, вы догадались?
Учитель: Так это же Лентяйкин! Он живет в городе Лентяйске, что рядом со станцией Грязнулька. Люди, проживающие в них, очень похожи, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто писать в своих тетрадях и читать книжки. Они любят мечтать.
Лентяйкин: Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать,
И само меня бы мыло —
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места —
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама перестала б
Говорить, что я лентяй.
Учитель: Страшный лентяй! Да, у каждой вещи должно быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тетрадки. Если все вещи будут под руками — их не надо будет искать, когда они понадобятся.
А вспомни свой короткий день!
Ты искал с утра ремень.
А потом резинки, а потом ботинки!
Убирай все с вечера —
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень —
И длиннее станет день!
Учитель: Ребята, а как же нам помочь Лентяйкину избавиться от лени и неряшливости?
Девочки из класса: А можно мы? (берут за руки Лентяйкина)
Если лень к тебе привяжется случайно,
Прогони ее подальше в тот же час,
Потому что это стыдно и печально,
Если лодыри растут еще у нас.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство только есть — трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
— Кто догадался и понял о чём сегодня пойдёт речь?
— Верно, тема классного часа звучит так…
Мой труд в школе и дома.
Дети. С трудом мы очень дружим,
Ведь это нам знакомо.
Сейчас мы вам расскажем,
Как помогаем дома.
Учитель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
И грядку надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год.
— А как вы помогаете своим родителям? Что вы уже умеете делать сами? Какую работу вам доверяют?
— Раз вы такие умелые, пора поделиться своими знаниями. Сделаем это через разбор ситуаций.
СИТУАЦИИ.
Давайте представим такую ситуацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? (Снимаем обувь и переодеваемся.)
— Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте посмотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.
— Объясните, что мы будем чистить в первую очередь — обувь или школьный костюм. (Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви.)
— Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть посуду. (Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высохнуть, и после стирки руки чистые — можно мыть посуду.)
— Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. (Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом — полами.)
— Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. (Гладим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье может касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается.)
1-я девочка. Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Папе ты не помогаешь.
Думаешь, не видно?
2-я девочка. Подружка моя,
Я-то помогаю:
«Жигули» разобрала,
«Волгу» начинаю.
1-я девочка. Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Маме ты не помогаешь.
Думаешь, не видно?
2-я девочка. Подружка моя,
Я-то помогаю:
Все тарелки перебила,
Чашки начинаю.
Учитель. Ребята, вы бы обрадовались такой помощи? Делать нужно только то, что умеешь и делать только хорошо!
Этот чистит валенки,
Моет сам калоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
Учитель. Кто расскажет, как ухаживать за обувью.
( Наливаем в ведро для мытья полов теплую воду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.)
— А можно ли намазывать обувь кремом перед выходом на улицу? Почему?
Учитель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.
Учитель. Кто покажет как ухаживать за цветами. (Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)
Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка заглянем в одну из квартир.
Сценка.
Ведущий. Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком…
Вова. Я вам вовсе не девчонка,
Не пойду за молоком!
Ведущий. Мама смотрит без улыбки.
Мама. Что же, сделаешь ошибку:
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Ведущий. Постоял, подумал он.
Вова. Ну, давай уж свой бидон.
Ведущий. Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной.
Вова. Может, так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Ведущий. Дядя с длинными усами,
Высоченный, как отец,
Улыбнулся.
Дядя. Видно, маме помогаешь.
Молодец!
Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.
Тетя. Смотри сюда.
Помогает мальчик маме,
Это ведь не ерунда.
Ведущий. И уже не стороной
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал,
Молоко не расплескал.
Вова. Мама, что еще купить?
Я могу сейчас сходить!
Учитель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку. Кто быстрей сметет веником мусор на совок? (Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.
— Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
— Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!
— Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
— Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
-Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
— Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.
— Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.
— Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
— Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Многие люди считают, что всю работу нужно поделить на женскую и мужскую список женских работ почему то в несколько раз длиннее, чем мужской. Правильно ли это?
СЦЕНКА.
Три мальчишки вечерком
Болтали, сидя за столом…
Стихотворение Э.Успенского “Если был бы я девчонкой”
1 мальчик:
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
2 мальчик:
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл.
3 мальчик:
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
1 мальчик:
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
2 мальчик:
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
3 мальчик: Мама сразу бы сказала:
Все: “Молодчина ты, сынок!”
-Все эти дела могут делать только девочки или только мальчики?
— Что мешает нашим героям помогать маме?
— Что бы вы им посоветовали?
У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда и всем хочется прийти. Каждому хочется иметь такой дом.
Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.
А сейчас, вы попробуйте самостоятельно сформулировать правила-обязанности по дому, по моему наводящему слову.
Постель
(Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.)
Книги и учебные принадлежности
(После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место)
Мусор
(Если насорил – собери мусор, вытри пыль.)
Вещи и обувь
(следи за своими вещами, за чистотой обуви).
Родители
(Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.)
— Какие у вас обязанности по дому?
— А в школе?
— Что можно и нужно каждый день делать самим?
(Ежедневно умываться, чистить зубы, мыть после себя посуду, застилать кровать, прибирать в комнате, ухаживать за одеждой и обувью, следить за носовым платком и др.)
— А вот как наши ребята дома помогали родителям.
ЧАСТУШКИ
Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем.
Как трудиться мы умеем
Утром, вечером и днём.
Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.
Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
Рисовал картинку Вася.
Он художник, спору нет,
Но зачем свой нос раскрасил,
В красный, желтый, синий цвет?
В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.
Вова пол натёр до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.
Мы частушки петь кончаем,
И сейчас всем обещаем:
Слушать мам всегда во всём,
Утром, вечером и днём!
— Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)
— Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?
-Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.
На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.
И эта умная страна – страна, где вы живёте.
Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.
О труде и об отношении к труду русский народ создал много ПОСЛОВИЦ. Какие пословицы о труде вы знаете?
Труд кормит и одевает.
Кто не работает, тот не ест.
Труд кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Муравей не велик, а горы копает.
-А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.
Надо одиннадцать лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Рефлексия.
Что нового вы для себя взяли с классного часа?
Подпрыгните те, кому все понравилось.
Продолжите предложения:
Больше всего мне понравилось…
Я запомнил, что …
Я теперь точно знаю, что …
Итог.
— Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми!
Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретённые дома и в классе, пригодятся вам и во взрослой жизни.
Литература.
Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Классные часы. 1класс. Авт.-сост. Т.Н.Максимова – Москва: ВАКО, 2009.