Конспект
комплексного занятия
«Волшебное перышко»
Воспитатель:
Бахтиева К.С.
Цели:
— дать представление о домашних птицах и их птенцах, о пользе, которую приносят домашние птицы людям;
-знакомить с понятием «птицы»;
— расширять словарь за счет имен существительных (перо, пух) и глаголов (клевать, созывать, щипать);
-познакомить с новыми словами, обозначающими части тела домашних птиц (гребень, бородка, шпоры, перепонки);
-уточнить значения антонимов (белый — черный, гладкий — пушистый, легкий — тяжелый, далеко-близко);
-учить образовывать глаголы от звукоподражаний (кря-кря-крякает,ку-ка-ре-ку-кукарекует,кут-куда-кудахчет,га-га-га-гогочет,бал-бал-балбочет);
-закрепить в речи название птенцов домашних птиц (утята, цыплята, гусята);
-учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-активизировать в речи предлоги (в, на, по, из, у);
-формировать чувство ритма;
-развивать общую и пальчиковую моторику;
-учить сочетать речи с движением;
-учить приемам ниткографии;
-развивать четные навыки, умение сравнивать количество предметов в разных множествах;
-употреблять выражение «больше на» и «меньше на»;
-учить порядковому счету;
-развивать логическое мышление — отгадывать загадки, делать умозаключения.
Материал:
Большое перо, картина «Птичий двор»,экраны из ткани размером 20 см на 30 см, шерстяные нитки разных цветов для каждого ребенка, шерстяные нитки длиной 35-40 см и длиной10-15 см.
Предварительная работа:
Рассматривали с детьми домашних птиц, называли части тела (туловище, голову, лапы, крылья, хвост, клюв, коготки), рассматривали перья: маленькие -пуховые, длинные — жесткие, сравнивали перья по длине, уточняли какие они: гладкие или пушистые, организовывали игру — соревнование «Чье перышко улетит дальше».
Ход занятия:
Показываю малышам небольшое перышко. Спрашиваю: «Что это?». Когда дети ответят, уточняю, какое оно: черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое; предупреждаю детей, что перышко это не простое, а волшебное и читаю рифмовку:
«Стоит на него подуть, и оно покажет путь,
В какую сторону идти, чтоб хозяина найти».
Спрашиваю: «Интересно, кто хозяин этого перышка и где он живет — в лесу или на птичьем дворе. Если хозяин пера живет в лесу, то какая это птица: дикая или домашняя, а если на птичьем дворе, то…». Кладу перышко на ладонь вытянутой руки и протягиваю руку детям, прошу малышей всех вместе по команде подуть на волшебное перышко. Произношу команду «Раз, два, три, перышко, лети». Предлагаю детям, взявшись за руки, идти за перышком. Идя змейкой, подвожу детей к стульчикам, стоящим около мольберта. Прошу малышей сесть на стулья, а затем снимаю покрывало с картины «Птичий двор», установленной на мольберте. Говорю детям, что волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Предлагаю детям внимательно рассмотреть картину «Птичий двор». Прошу ребят назвать каких домашних птиц они видят на картине (куриц, цыплят, уток, петуха, гусят, индюка). Спрашиваю «Что делает каждая из этих птиц?» (индюк гуляет по двору, курица созывает цыплят, утка с утятами плавают в пруду, петух взлетел на забор).
Обращаю внимание детей, что у домашних птиц есть птенцы и прошу назвать их (у курицы-цыплята, у утки-утята, у гуся — гусят). Обращаю внимание детей на то, какие птенцы маленькие, пушистые симпатичные и предлагаю назвать их ласковыми именами (не цыплята, а цыплятки, не утята, а утятки).
Затем предлагаю детям сосчитать, сколько у курицы цыпляток, сколько у гуся гусяток, сколько у уток утяток, каких птенцов на птичьем дворе больше всего, каких меньше всего, на сколько больше утят, чем гусят, на сколько меньше утят, чем цыплят. Спрашиваю у детей: «для чего человек разводит домашних птиц?», «Какую пользу они приносят людям?» (несут яица, дают пух, которыми люди набивают подушки).
Предлагаю детям отгадать загадки про домашних птиц. Произнося загадки, одновременно демонстрирую пальчиковые игры.
1 По реке плывет, ныряет,
Корм подводный собирает,
-Посмотрите, кря — кря — кря,
Отыскала я червя. (утка)
2 Он стоит, на нас гогочет,
Ущипнуть за пятки хочет.
-Га-га-га, га-га-га,
Не топчите берега! (Гусь)
3 Зернышки клюет,
Деток зовет:
_Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! (Курица)
4 Раньше всех встает,
Голосисто поет:
-Ку-ка-ре-ку!
Не спи на боку! (Петух)
Хвалю детей за отгаданные загадки и предлагаю организовать с ними птичий хор. Надеваю детям маски и каждая птица поет своим голосом.
Провожу игру «Узнаю по голосу». Предлагаю детям определить по голосам разных домашних птиц — узнать песню и назвать ее подходящим словом. Например: «кря-кря-кря»-кто это? — это крякает утка; «ку-ка-ре-ку!»-кто это? — это кукарекает петух; «ко-ко-ко, кут-куда»-кто это? — это кудахчет курица; «пи-пи-пи» — кто это? — это пищит цыпленок; «га-га-га»-кто это? — это гогочет гусь; «бал-бал-бал»-кто это? — это балбочет индюк. И в заключении предлагаю детям выложить изображение домашних птиц с помощью толстой шерстяной нити на ткани.