Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Я и моя семья»
Подготовительная группа
МБДОУ детский сад «Рябинка»
г. Дорогобуж, 2014 г
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные.
Формировать первоначальные правовые знания у дошкольников.
Развивающие.
Развивать умение слушать и понимать услышанное.
Воспитательные.
Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважение и уважения к членам семьи.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»
Активизировать словарь за счёт новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники, конвенция, право.
Поддерживать беседу, вести рассказ, инициативно высказываться.
Развивать речевую активность детей.
«Познавательное развитие»
В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка»; дать понятие о том, что каждый ребёнок имеет право на имя, отчество, на проживание семье, на гражданство.
Закрепить понятия «семья», «отношения в семье».
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
«Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предпосылки учебной деятельности:
Воспитание познавательных интересов и потребностей.
Оборудование для педагога: Аудиозапись плача ребёнка, «Конвенция о правах ребёнка», доска, интерактивная доска, презентация «Конвенция о правах ребёнка в картинках».
Оборудование для детей: 2 коляски с куклами – младенцами (к рукам кукол прикреплены манжетки с указанием «даты рождения»), символы («Право на имя», «Право на гражданство», «Право на проживание в семье»); изображение герба России, мяч, фотографии воспитателя, рисунки детей «Моя семья.
Ход занятия
Вводная часть
Звучит аудиозапись плача ребёнка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
Да, ребята, с таким плачем рождаются все дети.
(показывает коляски с куклами). Посмотрите, эти новорождённые отличаются чем-нибудь друг от друга?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А это, что у них?
(Обращает внимание на манжетки на ручках).
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
Как вы думаете, зачем люди придумали имена?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав имя, человек понимает, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём. Прочитав имя, мы найдём вашу работу по рисованию или лепке.
Каждый ребенок с момента рождения имеет право на собственное имя.
(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя).
Воспитатель:
Давайте и мы придумываем имена нашим младенцам.
(Дети придумывают имена куклам).
Воспитатель:
Вот видите, наши малыши успокоились и спят. Пусть они отдыхают.
II.Основная часть
Воспитатель:
Когда ребёнок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды и пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, то советуют: «Не губи своё имя».
Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас.
Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш весёлый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч, называет своё имя и фамилию и передаёт мяч следующему.
Игра с мячом « «Давайте знакомиться».
(Дети, передавая мяч друг другу по кругу, называют своё имя).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии.
Игра «Как растёт имя?»
Воспитатель рассказывает:
— Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лида. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю?
(Предполагаемые ответы детей).
Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как?
(Предполагаемые ответы детей).
Лидочка. А в детском саду я для всех Лидия Петровна.
Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
Воспитатель:
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное — Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.
Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное — дома, с родными, близкими и друзьями.
Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей.
(Ответы детей).
Воспитатель:
Когда рождается человек ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.
(Воспитатель и дети рассматривают детские « Свидетельства о рождении»: графы, печать, герб).
Воспитатель:
Посмотрите: на документе изображён герб нашей страны — России, значит, это документ принадлежит гражданину России. Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.
Ребёнок имеет право на гражданство.
(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство»).
Воспитатель:
— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое даётся вам по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша — Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович
Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество
( Ответы детей).
Воспитатель:
А ещё в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо — иметь родителей и для чего вам родители?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?
(Предполагаемые ответы детей).
Могут ли быть членами семьи чужие люди?
(Предполагаемые ответы детей).
Кто входит в состав вашей семьи?
У мамы есть мама. Кем она является для вас?
А мамин папа?
У папы есть мама. Кем она является для вас?
А папин папа?
Игра «Назови членов своей семьи»
(В моей семье три (четыре, пять…) человека: мама, папа, я (сестра, брат, бабушка, дедушка).
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Воспитатель:
Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Семья — самое дорогое, что есть у человека.
Какой должна быть семья?
(Предполагаемые ответы детей).
Игра «Подбери слова-действия»
— Что может делать мама?
— Что может делать папа?
— Что может делать дочь?
— Что может делать сын?
— Что может делать бабушка?
— Что может делать дедушка»?
Игра «Кто какой?»
— Мама, какая?
— Папа, какой?
— Сын, какой?
— Бабушка, какая?
— Дедушка, какой?
Воспитатель:
— Ребята расскажите о своей семье.
Составление рассказа.
( Каждые ребёнок составляет рассказ о своей семье по выполненному дома рисунку).
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьей, любить и уважать родителей и других членов семьи.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова ( бабушка — , дедушка — , сын -, мама — , дочь — , брат -, сестра -).
Воспитатель:
Запомните ребята, вы имеете право жить в семье.
(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье»).
III. Заключительный этап.
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
(Дети перечисляют права, о которых они узнали на занятии, с опорой на символы).
Воспитатель:
Все ваши права записаны вот в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребёнка».
О других права мы с вами поговорим на следующих занятиях.
Воспитатель: А сейчас посмотрите «Конвенцию о правах ребёнка» в картинках.
Презентация «Конвенция о правах ребёнка» в картинках.
После просмотра презентации дети рассматривают иллюстрации с правами ребенка и рисуют рисунки о своих правах.
6