Конспект организованной образовательной деятельности
«Золотой лес» для детей среднего дошкольного возраста.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, нетрадиционная техника рисования.
Образовательные области: «художественное творчество», «музыка», «познание», «коммуникация», «физическая культура».
Цель: Развивать и учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.
Задачи: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – печати листьями на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
Закреплять умение узнавать и называть цвета, аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу рисования.
Материалы и оборудование: Репродукция картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень».
На каждого ребенка альбомные листы А-3, тонированные голубым цветом. Баночка с водой, салфетка, гуашевые краски, кисти, клеенка, палочка-тычок. Осенние листья с деревьев, сундучок.
Листья из цветной бумаги, для игры «Листопад»
Аудиозаписи: «Осенняя песня» П.Чайковского, А. Вивальди «Времена года. Осень».
Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.
I Воспитатель: дети, послушайте, какую загадку сейчас я загадаю:
-Снега нет, но холодает,
Лист деревья покидает.
Скрылась в тучах неба просинь,
Это время года… (Осень!)
-Правильно. Сейчас у нас осень, идет последний осенний месяц – ноябрь. — А какие приметы осени вы знаете?
Дети: похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
На дворе осень. А хорошо ли вы ее знаете? А хотите узнать еще лучше?
Тогда закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу. (Звучит магнитофонная запись А. Вивальди, «Времена года. Осень».)
Вы идете по лесу, и вокруг стоят разные деревья, листья на деревьях желтые, красные, они облетают и падают на землю, шуршат у вас под ногами, и вам кажется, что в лесу слышна таинственная мелодия, листья начинают кружиться вокруг вас, приглашая играть.
А теперь откройте глазки, посмотрите, что я нашла в лесу? Волшебный лесной сундучок! Но сундучок не открывается. Что делать? Может нам стихотворение об осени прочитать? (Дети читают осенние стихотворения.)
Воспитатель: Всё равно не открывается. А здесь есть загадка. Наверное, если отгадаем загадку – сундучок откроется. Загадка. Летом вырастают, осенью опадают. Что это? (Листики).
Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся. А что можно сделать с листиками? Дети: поиграть!
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра «Листопад»
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Воспитатель раскидывает цветные листья, цель: собрать как можно больше листьев своего цвета, игра повторяется 2-3 раза. Детям объясняется правила безопасности игры, бегать не очень быстро, не задевать других детей, не сталкиваться.
II. Воспитатель: Дети, кажите, а какой преобладающий цвет у осени? (Желтый золотой, оранжевый, коричневый)
-Правильно. Под впечатлением красоты золотой осени поэты писали стихи, композиторы — музыку, художники — картины. На мольберт выставляются две репродукции И. Левитана «Золотая осень» и И. Остроухова «Золотая осень», (дети рассматривают картины)
-Какое здесь изображено время года? (осень)
— Какого цвета листва на деревьях? (Листва жёлтая, золотая) Какие стволы у деревьев вы видите? (коричневые, черные, есть высокие, есть низкие). -А какое настроение передают эти картины (Очень спокойное, торжественное, немного грустное)
-Ребята, а хотите тоже стать настоящими юными художниками и нарисовать свою осеннюю картину? (Да).
Воспитатель: В осеннем сундучке есть волшебный золотой клиновый листочек, он поможет превратить ребят в художников.
-Раз, два, три осенний листочек, ребят в художников преврати! (воспитатель проводит над головами детей листиком)
Дети садятся за столы.
III. Воспитатель: ребята, я хочу вам предложить нарисовать сегодня осенний золотой лес. Вы согласны? (Да)
— А помогут нам рисовать — осенние листики.
— Посмотрите, на что похож листик? (на дерево)
— Давайте напечатаем ими несколько деревьев — покрасим листик от дерева гуашью и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. (Показ выполнения работы.)
— Что ещё можно нарисовать к нашему пейзажу? (небо, солнце)
Воспитатель: для начала нам нужно, как настоящим художникам приготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (шагают по столу средним и указательным пальцем).
Дети начинают рисовать. Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Когда дети нарисовали, воспитатель говорит: «- Раз, два, три осенний листочек, ребят нам, пожалуйста, снова верни!» (проводит над головами детей золотым кленовым листом)
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листочки, мы листочки, (стоят свободно, руки вверху)
Мы — осенние листочки. (покачивание руками)
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул — полетели. (разбегаются)
Мы летали, мы летали, (бегают)
А потом летать устали. (кружатся)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (приседают на корточки)
Ветер снова вдруг подул,
И листочки быстро сдул. (вновь разбегаются, помахивая руками)
Все листочки полетели,
И на землю тихо сели. (идут на место)
IV. Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? (Об осени.) Еще мы рассматривали картины, играли с листочками, рисовали.
Вам понравилось быть художниками? (Да) А что вы сегодня рисовали? (Золотой лес). Рассматриваем вместе работы, любуются красотой осеннего леса, отмечаются те дети, у которых получились наиболее выразительные рисунки. Заканчивая занятие, воспитатель благодарит всех и угощает угощением из сундучка.
Используемая литература:
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985г.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей М.: Просвещение, 1999г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. 2008г.