Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28.
Каневской район станица Новоминская
Конспект праздника «Масленица»
Составитель воспитатель
Сазонова Галина Геннадиевна
2014год
Цели и задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народным праздником – «Масленица». Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение. Знакомить с различными жанрами узкого народного творчества.
2.Воспитывать патриотические чувства. Активизировать словарь детей.
3.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры. Создать радостное настроение.
Предварительная работа: разучивание стихов, танцев, песен, частушек, беседа о народном празднике, просмотр презентации « Масленица». Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко», « Жихарка».
Под мелодию песни Д.Трубачёва « Разрумяными блинами» дети входят в зал.
МАРУСЯ (ведущий)
Собирайся народ
В гости Масленица ждет.
Мы зовем к себе тех –
кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки
– скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем – веселье начинаем!
Позвольте спросить какой же сегодня праздник?
Дети: Масленица!
МАРУСЯ (ведущий) Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой семьей, чтобы отметить его.
Как же много здесь гостей
Ждет вас множество затей
Будем петь да играть
Старину вспоминать,
А вы, ребята знаете что-нибудь о Масленице?
В масленичную неделю проводились различные игры, многочисленные забавы. Каждый день на Масленицу имел свое определенное название. А вы знаете, как называются масленичные дни недели?
ПОНЕДЕЛЬНИК– « ВСТРЕЧА», встречают Масленицу.
Звучит русская народная песня « Ах вы, сени, мои сени»
(Выносят чучело масленицу мальчик и девочка в кубанских костюмах, обходят круг и устанавливают в центре зала). Девочки старшей группы восхваляют масленицу (встают вокруг Масленицы) читают стихи.
1-я девочка: Дорогая наша гостья Масленица!
2-ядевочка: Авдотья изотьевна!
3-я девочка: Дуня белая, Дуня румяная!
4-я девочка: Коса длинная, триаршинная!
5-я : Лента, двуполтинная!
6-я: Платок беленький, новомодненький!
7-я: Брови черные, наведенные!
8-я: Шуба синяя, латки красные!
9-я: лапти частые, головастые!
10-я: портянки белые, набеленные!
Вместе: Ух, красавица!
( Под музыку выбегает Ванька.)
Ванька:
Здравствуйте мальчишки, широкие штанишки.
Смешливые девчонки, короткие юбчонки.
Я – скоморох Ванька.
По всему свету гуляю
Все на свете знаю.
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у масленицы герой один –
Круглый и вкусный, а зовут его?
Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам – тарам
Роль блина сыграю сам!
( Звучит музыка. Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).
Ванька:
Позвольте представиться: я – блин
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я – шмыг и развлекаться
Танцевать и кувыркаться.
Дети играют в русские народные игры
1. «ГОРШКИ»
Расставляют 5 стульчиков. Дети бегают под музыку вокруг стульчиков, как только музыка останавливается. Нужно быстро сесть на стульчик. Кто не успел сесть, тот выходит из игры.
2. «БЕГ В МЕШКАХ» Дети строятся в две команды по 5 человек, двигаются прыжками в мешках кто быстрее.
3. «КАРТОШКА В ЛОЖКЕ». Дети строятся в две команды по 5 человек, кто быстрее перенесёт картошку в ложке.
4. «КАРУСЕЛЬ». Ведущий в середине держит карусель- зонт с лентами, дети двигаются, по кругу держась, за ленты и произносят слова
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кру-гом, кру-гом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
5. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» Дети строятся в две команды по 5 человек, перетягивают канат на свою сторону.
7. «ВАЛЕНКИ» По два ребёнка одевают по валенку и бегут до Масленицы и обратно, кто быстрее.
8. « ЛОШАДКИ» Две команды оббегают вокруг масленицы и обратно, кто быстрее.
9. «МАШИНЫ» Два ребёнка садятся на стулья и поднимают привязанные машинки к карандашу, кто быстрее.
ВАНЬКА: Я вижу , ребята собрались здесь веселые, да активные. Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устал, заморился, проголодался. Давайте скорее объявлять.
Дети хором : СРЕДА – «ЛАКОМКА», «СЛАДКОЕЖКА».
МАРУСЯ: В этот день лакомились блинами с медом, со сметаной, с вареньем. Блины пеклись и маленькие, и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой
ВАНЬКА: Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
МАРУСЯ: Подожди Ванюша, придет черед и блинам.
МАРУСЯ: Ну, а следующий день, четверг – называется «РАЗГУЛЯЙ».
РАЗГУЛЯЙ – четверг придет, шутку, песню принесет.
Где песня поется, там легче живется.
Запевайте песню русскую, звонкую, задорную.
Дети исполняют частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
ВАНЬКА: А загадки о масленице знаете?
Праздник этот знаем мы – время проводов зимы
Люди в эти дни должны, веселиться, печь блины (Масленица)
Для любимой бабушки, испеку оладушки
Так румяны и вкусны, эти вкусные …(Блины)
Масленица – объеденье, напечем блины с утра
К ним сметаны и варенья, и конечно, же?…. (Икра)
И с икрой, и со сметаной – всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –наши солнышки….(Блины)
В масленично воскресенье все старался старый Тит,
Попросить у всех прощенья, и ответ… («Бог простит»).
ВАНЬКА: Хватит петь, да играть пора пятницу объявлять!
МАРУСЯ: ПЯТНИЦА – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРИНКИ», все ходят в гости на блины.
ВАНЬКА: А в субботу не безделки «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».
Вся родня встречается – водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье –
Славно продолжается, общее веселье –
Славно провожает зимушку народ!
.Общий танец « Топа – топ» Неизвестный исполнитель
Слова к танцу:
Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т.д.
МАРУСЯ: Вот и наступил последний день МАСЛЕНИЦЫ – «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ».
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день
Это день, когда все прощают друг у друга обиды, забывают ссоры, мирятся. В этот день люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай, не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
( Чучело соломенное – выносят из зала нарядив в тулупчик валенки, ремень.
Все обнимаются, просят друг у друга прощенье).
МАРУСЯ:Мы раздаем вам солнышки, напоминание о последнем дне масленицы. Ведь блины похожи на солнышки.
1.ребенок.
Широкая масленица, мы тобою хвалимся
На горах катаемся, блинками наедаемся.
2.ребенок
Как на масленой недели, из печи блины летели
Масленица, угощай, всем блиночки подавай.
ВАНЬКА:
Тинка – тинка, подавай блинка
Оладушка – прибавушка, масляный кусочек.
Маруся: Детки, давайте разучим с вами заклинанье.
Повторяйте за мной:
Разожжем мы уголек (2 Раза)
Разведем мы огонек ( 2 раза )
Тесто ложкой наливаем (2 раза)
Ты пекись скорей блинок (2 раза)
С пылу, с жару, разбирайте, похвалить не забывайте
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи.
Маруся: «Пусть с печеными блинами,
К вам достаток в дом войдет,
Чтоб всего добились сами,
Пусть по жизни вам везет.
А еще хлопот не знайте,
Улыбайтесь всем на зло,
Масленицу так встречайте,
Чтобы в жизни повезло!»
Звучит русская народная песня « Ах вы, сени, мои сени» Дети угощаются блинами с чаем.
Список литературы.
2. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть 2. М.: Скрипторий 2003, 2006 год
3.Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду. М.: Москва 2005.
4.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности» (система работы в младших группах детского сада) М.: Москва 2008.
5. http://nsportal.ru/detskiy—sad/
.